Старинная музыка
Старинная музыка
 
На главную Написать письмо
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ
НОВОСТИ

Аффектов теория

АФФЕКТОВ ТЕОРИЯ (от латинского affectus — душевное возбуждение, волнение, страсть) — музыкально-эстетическая концепция, основанная на идее о связи конкретных выразительных средств музыки и приемов изложения с определенными чувствами, эмоциями. Свое происхождение она ведет еще со времен античности, однако особенно широкое распространение получает в XVII—XVIII вв. Подготовленная трудами философа Р. Декарта, а также музыкально-эстетическими и теоретическими концепциями и положениями таких ученых-теоретиков, как Дж. Царлино, В. Галилей, А. Веркмейстер, А. Кирхер, М. Мерсенн, эта теория была подробно изложена и обоснована в трудах известного немецкого композитора, дирижера, певца и музыкального писателя И. Маттезона. Согласно теории аффектов, любое музыкальное произведение может при помощи определенных средств (мелодия, ритм, гармония и т. п.) выразить какое-либо одно эмоциональное состояние, передавая в различных частях композиции его оттенки и градации.

Несмотря на некоторую прямолинейность и немалую долю схематизма, теория аффектов была для своего времени явлением прогрессивным, ибо способствовала новому взгляду на музыкальное искусство, подчеркивая решающее значение эмоционального фактора при сочинении и восприятии музыки; тем самым был нанесен удар схоластическим концепциям, стремившимся доказать несостоятельность музыки при выражении земных чувств и страстей. Сторонниками теории аффектов были многие ведущие композиторы, философы и эстетики 1-й половины XVIII в. В дальнейшем (к концу столетия) теория аффектов утратила свое значение.



Опубликовать в Facebook

Другие определения на букву «А»:

РЕКЛАМА

Система Orphus