Старинная музыка
Старинная музыка
 
На главную Написать письмо
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ
НОВОСТИ
Старинная музыкаОпределения на букву ДДи Лассо (Lasso) Орландо (Ролан де Лассю, Roland de Lassus)

Ди Лассо (Lasso) Орландо (Ролан де Лассю, Roland de Lassus)

ди ЛАССО (Lasso) Орландо (настоящее имя и фамилия — Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (около 1532, Монс — 1594, Мюнхен) — франко-фламандский композитор. Жизнь Лассо, как и многих других деятелей эпохи Возрождения, отмечена странствиями, насыщена разнообразными событиями, встречами с выдающимися людьми своего времени. Уроженец Фландрии, он вырос в Италии, жил во Франции, Англии и завершил свой путь придворным капельмейстером мюнхенской капеллы. Ярчайший представитель нидерландской школы, Лассо легко и органично осваивал жанровые и интонационные особенности музыкальной культуры Других стран и народов. По-своему преломив достижения итальянской, французской и немецкой музыки, он создал блистательные образцы во многих жанрах, придавая всему отпечаток своей могучей индивидуальности. Даже в области культовой музыки (мессы, мотеты, псалмы) Лассо смело ломает сложившиеся традиции, привносит в духовные песнопения ряд приемов песенного и мадригального склада. Полнокровное, поистине «рубенсовское» искусство Лассо не смогла осилить даже прокатившаяся по всей Европе волна контрреформации, влияние которой пагубно отразилось на судьбах многих творцов XVI в. Еще в молодые годы Лассо достиг всемирной славы. Уже в середине XVI в. многие его сочинения были изданы в Антверпене, Париже, Лионе, Венеции, Мюнхене, Неаполе, Нюрнберге и других городах. Любовь и преклонение окружающих сопровождали его всю жизнь. В приложении к нему не казались чрезмерными титулы «князь музыки», «бельгийский Орфей», которыми его удостоили современники.

Исключительность дарования Лассо проявилась еще в детстве: известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел, прельстившись необыкновенной красотой голоса. В 12 лет он попадает в свиту вице-короля Сицилии Фердинанда Гонзаги. Сопровождая своего патрона, Лассо объездил многие города Италии и Франции. В конце 40 — начале 50-х гг. Лассо работает в Неаполе, Милане, Риме, Венеции, Антверпене. Он знакомится с музыкой итальянских и фламандских композиторов, с работами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, встречается с Тицианом, а также многими выдающимися поэтами и музыкантами. В 1556 г. Лассо, уже всемирно известный композитор, попадает в Мюнхен. Здесь он проводит последние 38 лет жизни, возглавляя (с 1563 г.) придворную капеллу.

Творческое наследие Лассо огромно. Он едва ли не самый плодовитый композитор в истории музыки. В общей сложности им написано свыше 2000 композиций: более 50 месс, около 100 магнификатов, почти 1200 мотетов, огромное количество песен (немецких, французских, итальянских), несколько сборников мадригалов и т. д. Лассо воспринимается нами как типично вокальный композитор, культивировавший стиль a cappella. Между тем, опусы его подразумевали инструментальное сопровождение, хотя по традиции оно и не фиксировалось. Многообразны источники поэтических текстов, которые выбирал композитор; это стихи Виргилия, Горация, Петрарки, Тассо, Ронсара (показательно, что в эпоху контрреформации Лассо решается писать музыку даже на тексты М. Лютера).

Обращаясь к различным жанрам, Лассо создавал яркие, убедительные картины и зарисовки современной ему жизни, пленяющие истинно шекспировской многогранностью, сочностью, выразительностью. Его стиль органично сочетает высочайшее профессиональное мастерство с ясностью и доходчивостью музыкального языка. Поэтому Лассо — не только один из самых глубоких, но и один из самых демократических художников позднего Возрождения. Наибольшую ценность представляют его светские сочинения, главным образом французские шансон, немецкие многоголосные песни, итальянские вилланеллы. Здесь нашли блестящее претворение многие черты народного песнетворчества: живые, порой острые сюжеты (уличные сценки, шуточные и бытовые зарисовки, сатира на духовенство), характерные интонации, танцевальные ритмы. Такие хоровые миниатюры Лассо, как «Эхо», «Тик-так», «Солдатская серенада» и другие пользуются широкой известностью и в наши дни.

Лучшие черты стиля Лассо (народнопесенный склад мелодии, рельефность тематизма, острота контрастных сопоставлений) ярко проявились и в области культовой музыки. К числу крупнейших достижений композитора относятся 7 «Покаянных псалмов Давида» («Psalmi Davidis poenitentiales», 1565) и «Страсти по Матфею». Безусловно, один из ведущих жанров в творчестве Лассо — мотет; в 1604 г. по инициативе сыновей композитора были отобраны 516 лучших его мотетов, которые вышли под названием «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum»).



Опубликовать в Facebook

Другие определения на букву «Д»:

Да Милано Франческо (Milano)
Де Машо Гийом (Machaut, Machault)
Де Монте, Монс Филипп (Monte, Mons)
Де Моралес Кристобаль (Morales)
Де Роре (Rore) Киприан (Чиприано)
Де Сермизи Клод (Sermisy)
Дель Энсина (настоящая фамилия Де Фермоселье; De Fermoselle) Хуан
РЕКЛАМА

Система Orphus