Дюфаи Гийом (Dufay, du Fay)

ДЮФАИ (Dufay, du Fay) Гийом (около 1400, Камбре, Бургундия — 1474, там же) — фламандский композитор. Дюфаи (или Дюфэ, как его иногда называют на французский лад) по праву считается родоначальником знаменитой нидерландской школы полифонии. Пропитанное соками итальянского и французского Ars nova, творчество Дюфаи проложило прямой путь к высотам позднего Ренессанса. Первоначальное музыкальное образование Дюфаи получил в родном городе, где был воспитанником метризы. В 1428 г. поступил младшим певцом в папскую капеллу в Риме и прослужил там около 10 лет. Последующие годы Дюфаи провел на службе у герцога Савойского, а также в Париже (здесь он получил сан священника). В 1451 г. возвратился в Камбре, где руководил певческой капеллой. Дюфаи был одним из образованнейших людей своей эпохи (он носил звание доктора церковно-канонического права), великолепно знал европейскую музыку. Еще при жизни композитор достиг широкой известности, пользовался всеобщим уважением и почетом.

До наших дней сохранилось около 200 произведений Дюфаи. Среди них основное место занимают духовные композиции — мессы, мотеты, магнификаты и т. д. Художник яркий и многогранный, Дюфаи уделил большое внимание светским жанрам, сочиняя песни во французском и итальянском стилях, а также светские мотеты. Заслуживает упоминания и такая особенность творчества Дюфаи, как использование им текстов автобиографического характера. Ведущим жанром его музыки стала полифоническая месса, образы которой получают в передаче Дюфаи жизненно полнокровный характер. В многочисленных образцах этого жанра Дюфаи нередко использует в качестве cantus firmus’a народные песни и напевы (самые известные его мессы — «Бледно личико твое» и «Вооруженный человек» — написаны на темы популярных в то время народных песен). Показательно, что Дюфаи последовательно применяет в мессах 4-голосный склад (между тем до него обычно применяли 3-голо-сие). В музыке Дюфаи своеобразно сочетается строгость, даже некоторая эмоциональная скованность, с лиричностью и теплотой высказывания. «Суровость Дюфаи, — писал известный исследователь старинной музыки Р. И. Грубер,— это свежая, наивная простота чувств пробуждающегося внутреннего мира человека, это — суровость «заморозков» ранней весны Возрождения. Противоречивость Дюфаи — неизбежное следствие переходного периода. Своеобразная черта его в том, что эта противоречивость — признак не косности и немощи, но устремления вперед, попытки вырваться из оков старого мира».

Adblock
detector