Галуппи (Galuppi; прозвище Буранелло, Buranello) Бальдассаре

ГАЛУППИ (Galuppi; прозвище Буранелло, Buranello) Бальдассаре (1706, остров Бурано, близ Венеции — 1785, Венеция) — итальянский композитор. Учился у А. Лотти и Б. Марчелло. С середины 20-х гг. приобрел известность как оперный композитор (несмотря на то, что его дебют на этом поприще ознаменовался провалом). В 1741—1743 гг. работал в Лондоне, затем в Неаполе. В 1748 г. Галуппи поступил на службу в собор св. Марка, где с 1762 г. до конца жизни (с небольшим перерывом) занимал должность 1-го капельмейстера. Одновременно возглавлял венецианскую консерваторию «Инкурабили», в которой в свое время учился. 3 года (с 1765 по 1768) Галуппи провел в Петербурге в должности придворного композитора, а затем — директора Придворной певческой капеллы. Он сочиняет для русской сцены несколько опер; занимается педагогической деятельностью (среди его учеников Д. С. Бортнянский); первым из иностранных композиторов пишет музыку на тексты православного богослужения и вводит в русское церковное пение форму концерта.

Основную часть творческого наследия Галуппи составляют оперы: всего перу композитора принадлежит более 100 оперных произведений. Большинство из них относится к жанру оперы-буффа. Наибольшие достижения в этой области связаны с именем выдающегося итальянского драматурга К. Гольдони, на сюжеты которого написаны лучшие оперы Галуппи; «Деревенский философ» (1754), «Аркадия» (1749), «Дьяволица» и др. (всего ок. 20 произведений). Из опер-сериа в первую очередь следует назвать «Покинутую Дидону» (1741) и «Ифигению в Тавриде» (1768), специально написанную для русской сцены. Кроме опер, Галуппи создал выше 50 клавирных сонат, мотеты, мессы, реквиемы, оратории, кантаты, 7 концертов для квартета и др. Музыка Галуппи отмечена мягким лиризмом, пластичностью, изяществом мелодического рисунка, прозрачностью фактуры, а также ярким комедийным блеском, особенно проявившимся в его операх-буффа.

Adblock
detector