Гимн

ГИМН (от латинского hymnos — хвалебная песнь) — одна из жанровых разновидностей церковной музыки. По сравнению с псалмами — наиболее ранней формой культовых песнопений,— гимны имели напевный характер, относительно завершенную структуру, ритмическую определенность: не случайно в эпоху раннего христианства любая духовная строфическая песня именовалась гимном. Показательно также, что в отличие от псалмов гимны основывались главным образом на стихотворных текстах.

В обиход христианской церкви гимны были введены в IV в. миланским епископом Амвросием. Поначалу их исполнение допускалось лишь в виде «интермедий» — своеобразных вставок в богослужебный ритуал. Впоследствии гимны стали средоточием лирических настроений, а мелодическую основу их нередко составляли популярные, легко запоминавшиеся мотивы. В начале нашего тысячелетия гимны уже были неотъемлемой частью богослужения, хотя официально допущены в церковную музыку лишь в XIII в. Особенно важную роль гимнические песнопения сыграли в зарождении мессы.

В эволюции гимна большое значение имело возникновение и развитие многоголосного письма. Одним из первых авторов полифонически развитых гимнов был Гийом Дюфаи. Особая форма гимнических песнопений родилась в XV—XVI вв. во многих странах Западной Европы в результате коренных религиозных реформ и социальных преобразований. Эти гимны по содержанию и характеру резко отличаются от старых образцов: их появление вызвано бурными народными движениями, и с церковными образами они связаны уже не столь тесно, как прежде. Таковы гуситские песни в Чехии, протестантский хорал в Германии, гугенотские псалмы во Франции.

Следует учесть, что само понятие «гимн» претерпело в многовековом историческом развитии значительные изменения. Гимны как молитвы песенного характера были известны еще в древнем Египте и Месопотамии. Древние греки обозначали словом «гимн» любое культовое песнопение, а в эпоху эллинизма гимны стали самостоятельным видом торжественной культовой музыки. Огромное значение имело гимнотворчество в византийской музыкальной культуре V—VIII вв. Выдающиеся образцы этого жанра оставили Роман Сладкопевец (конец V — начало VI в.), Андрей Критский (650—740), Иоанн Дамаскин (675—749), Косма Майюмский (ум. ок. 760). Их одноголосные гимны, носившие вначале внекультовый характер, представляли собой развернутые лирико-философские поэмы поэтически возвышенного склада. Богатая история гимна в средние века и эпоху Возрождения привела постепенно к переосмыслению этого жанра, отходу его от религиозной обрядовости.

Своеобразной переходной ступенью от церковного гимна к современному гимнотворчеству послужили торжественные канты, распространенные в XVI в. в Польше (а несколько позже в России и на Украине). В наши дни гимном называют торжественную песнь (как известно, с конца XVIII в. во многих европейских странах распространились гимны революционные, военные и т. п.).

Adblock
detector