Гобой

ГОБОЙ (франц. hautbois — высокое дерево) — деревянный духовой инструмент, ведущий происхождение от древней пастушеской свирели. Непосредственным же предшественником гобоя считается шалмей — сопрановый представитель семейства язычковых деревянных духовых. Первые образцы гобоя были сконструированы в середине XVIII в. Тогда же гобои нашли применение в оркестре: в 1657 г. они были использованы Ж. Б. Люлли в его балете «Больной амур» (некоторые исследователи указывают, что партии гобоев в этом сочинении исполняли первые мастера-конструкторы инструмента Жан Оттетер и Мишель Филидор). В 1-й половине XVIII в. гобой становится одним из самых популярных духовых инструментов. Для него создаются концерты, сонаты (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель, А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Ш. Б. Лойе, Т. Альбинони, А. Марчелло), многие из которых стали классическими образцами гобойной литературы. Широко использует гобой в своих произведениях И. С. Бах (в настоящее время доказано, что концерт Баха для 2 скрипок ре минор первоначально был концертом для скрипки и гобоя). По конструкции гобой значительно отличается от своего предшественника. Чашеобразный мундштук шалмея был заменен на воронкообразный; теперь воздух вдувался в трубку через язычок. Канал инструмента сохранил коническую форму, но стал более узким в диаметре. Усовершенствовалась система боковых клапанов, с помощью которых регулируют высоту звука (правда, до самого начала XVIII в. у гобоя было всего 2 клапана; впоследствии их количество значительно возросло). Одним из самых ценных качеств нового инструмента стал теплый, нежный, выразительный тембр. Не случайно видный немецкий музыкальный теоретик и композитов И. Маттезон считал, что гобой среди всех других инструментов ближе всего стоит к человеческому голосу.

Из разновидностей гобоя издавна вошли в оркестровую практику альтовый гобой (или гобой д’амур) и английский рожок. В наши дни гобой широко применяется в оркестрах и ансамблях. Нередко для него создаются сольные сочинения.

Adblock
detector