Корелли Арканджело (Corelli)

КОРЕЛЛИ (Corelli) Арканджело (1653, Фузиньяно, близ Равенны — 1713, Рим) — итальянский композитор, скрипач и дирижер. Основоположник итальянской классической скрипичной школы, Корелли оказал огромное влияние на европейскую музыку конца XVII — 1-й половины XVIII вв. Под его воздействием формировалось мастерство А. Вивальди и Дж. Тартини. Творчество Корелли изучали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, им восхищался Ф. Куперен. Непосредственно у Корелли учились такие выдающиеся скрипачи XVIII в., как П. Локателли, Ф. Джеминиани, Дж. Б. Сомис и др., передавшие традиции своего педагога новым поколениям музыкантов. Высокими достоинствами было отмечено дирижерское искусство Корелли, в котором по отзывам его современников, глубокая выразительность сочеталась с благородством и простотой. Творческое наследие композитора сыграло исключительно важную роль в развитии инструментальных жанров. Его сонаты — законченные образцы концертного стиля своего времени: в них наиболее полно выявились возможности скрипки как солирующего инструмента. Композитором созданы знаменитые Concerti grossi («Большие концерты»), сыгравшие основополагающую роль в развитии симфонической музыки.

Жизненный путь Корелли не богат событиями. Музыкальное образование он получил в Болонье, где учился игре на скрипке под руководством Дж. Бенвенути. Еще юношей Корелли добился такого совершенства во владении инструментом, что в 17-летнем возрасте стал членом знаменитой Болонской академии. В середине 70-х п. Корелли переселяется в Рим, где сначала играет в оркестре, а позже руководит струнными ансамблями и, наконец, становится капельмейстером церковных концертов. Параллельно он выступает как солист и быстро завоевывает славу знаменитого скрипача-виртуоза. Композицию Корелли изучал в начале 80-х гг., занимаясь у М. Симонелли. С 1681 г. до конца жизни он служил при дворе римского кардинала П. Оттобони. В начале XVIII в. вошел в состав «Академии аркадских пастушков», где встречался с А. Скарлатти, Б. Паскуини и молодым Генделем.

Наследие Корелли количественно не очень велико (особенно в сравнении с неслыханной продуктивностью многих его современников). Оно содержит исключительно сочинения с участием смычковых инструментов. Это — 24 церковных трио-сонаты (с сопровождением органа), 24 камерные трио-сонаты (с сопровождением клавесина), 11 сонат и вариации La Folia для скрипки (с сопровождением клавесина) и 12 Concerti grossi. Музыка Корелли отмечена мелодической строгостью, простотой, безупречным чувством формы, эмоциональной наполненностью и вместе с тем мудрым самоограничением в выборе средств. Иными словами, композитор создал удивительно гармоничный стиль, яркий и одновременно скромный, по концертному броский — и величаво сдержанный, покоряюще искренний — и академически строгий. Широкое претворение получили в опусах композитора народно-танцевальные и песенные элементы. Особенно велика заслуга Корелли в развитии формы сонаты и concerto grosso. Как справедливо указывает видный исследователь Т. Ливанова, «у Корелли окончательно определяется высший эстетический принцип старинной сонаты, как концертной музыки психологически выразительного (не прикладного, бытового) значения». Отсюда — та новизна и смелость средств, которые так поражали современников в искусстве Корелли и дали им право называть его «новым Орфеем» или «Колумбом в музыке».

Adblock
detector