Старинная музыка
Старинная музыка
 
На главную Написать письмо
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ
НОВОСТИ
Старинная музыкаОпределения на букву ККуперен Франсуа (Couperin), прозвище «Куперен Великий»

Куперен Франсуа (Couperin), прозвище «Куперен Великий»

КУПЕРЕН (Couperin) Франсуа, прозвище «Куперен великий» (1668, Париж — 1733, там же) — французский композитор, органист и клавесинист. Вошел в историю как непревзойденный мастер клавесинной музыки конца XVII — 1-й трети XVIII вв. Опираясь на достижения таких выдающихся предшественников как Ж. Б. Люлли и А. Корелли, Куперен блестяще сочетал в собственном творчестве французские и итальянские влияния, оставаясь вместе с тем истинно национальным художником. (Своеобразную дань уважения этим особо им чтимым музыкантам Куперен отдал в многочастных инструментальных концертах «Парнас или апофеоз Корелли» и «Апофеоз Люлли», созданных в поздний период.) Стиль Куперена глубоко оригинален, он не ограничивается рамками господствовавших в ту эпоху художественных течений. Вместе с тем, композиционной строгостью и симметричностью форм он связан с классицизмом, а столь свойственные ему изящество, ювелирная отделка деталей, тонкая изысканная орнаментика во многом сближают его с эстетикой рококо.

Куперен вырос в семье потомственных музыкантов. Уже в 17 лет он заменил отца в должности органиста парижской церкви Сен-Жерве. Другим его музыкальным наставником был органист королевской капеллы Ж. Д. Томлен. Блестящие успехи в органном искусстве позволили Куперену стать преемником своего учителя: в 1693 г. он получил звание королевского органиста. Однако любимым инструментом его был клавесин, на котором он играл, по свидетельству современников, с истинным совершенством. В 1702 г. Куперен становится придворным клавесинистом и учителем музыки в королевской семье (однако официально до 1717 г. это звание носил известный французский композитор и клавесинист д'Англебер). В 1730 г. из-за болезни Куперен ушел в отставку, и преемницей выдающегося музыканта стала его дочь Маргарита-Антуанетта, также замечательная клавесинистка, об игре которой сохранилось немало восторженных отзывов. Наследие Куперена содержит разнообразные жанры: трио-сонаты, органные мессы, концерты (для одного или нескольких инструментов с basso continuo), мотеты. Вместе с тем, он оказался одним из немногих крупных композиторов, не обращавшихся к оперному жанру и не сочинявших произведений для хора (мотеты Куперена, в отличие от хоровых мотетов XVII в., представляют собой духовные песни для одного голоса с инструментальным сопровождением).

Наиболее ценную часть наследия Куперена составляют его клавесинные пьесы. Всего композитор сочинил около 250 таких пьес, которые объединены в 27 сюит, составивших 4 большие сборника (вышли в свет соответственно в 1713, 1716, 1722, 1730 гг.). Сюиты носили названия «Les ordres» — последовательности: в них чередовались пьесы самого различного характера. Подавляющее большинство этих клавесинных миниатюр имеет программные подзаголовки. Здесь и жанрово-изобразительные сцены («Молотобойцы», «Вязальщицы», «Жнецы»), и зарисовки природы («Лилии распускаются», «Сады в цвету»), и женские портреты («Француженка», «Испанка», «Любимая»), и стремление передать в звуковых образах душевный облик, черты характера или физическое состояние («Мрачная», «Выздоравливающая», «Стыдливость», «Кокетство»); есть у композитора и сатирические сцены («Престарелые щеголи и перезрелые красавицы», «Старички и старушки на ходулях»). Вместе с тем и рисуя пейзаж, и пытаясь запечатлеть особенности какого-либо настроения, душевного состояния, Куперен не ограничивается аналогиями описательно-иллюстративными (и тем более ассоциативно-звуковыми), а стремится найти тонкие связи между конкретным образом и его инструментальным воплощением. «В клавесинный жанр он привнес черты психологического реализма и придал инструментальным пьесам такую же выразительность, как пьесам вокальным, наделенным поэтическим текстом»,— писал известный исследователь клавирной музыки М. Друскин. Более четверти всех клавесинных пьес Куперена написано в форме рондо; она наиболее полно отвечала изобразительному замыслу и изящному стилю его поэтических миниатюр.

Большую ценность представляет также трактат Куперена «L'art de toucher le clavecin» («Искусство игры на клавесине», 1717): в нем содержится ряд методических указаний относительно выразительных приемов игры, аппликатуры, а также подчеркивается особая роль мелизматических украшений и необходимость скрупулезно точного их воспроизведения.



Опубликовать в Facebook

Другие определения на букву «К»:

Куранта
РЕКЛАМА

Система Orphus