Месса

МЕССА — многочастное произведение культовой музыки, предназначенное для хора (иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением). Название «месса» происходит от латинского выражения «Не, missa est ecclesia» — «идите, собрание распущено»; этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание,— в церкви могли оставаться только принятые в общину. Поэтому мессой стали называть главное богослужение католической церкви (такое значение термина сохраняется поныне). В него входили разнообразные виды и формы григорианского пения; основными из них считались псалмы и гимны. Псалмодические песнопения были теснейшим образом связаны с культом, пение их поручалось хору церковных певчих и священнослужителям; они исполнялись при самом начале мессы (introitus), при возношении даров (offertorium), при обряде причащения (communion) и т. д. Песнопения гимнического типа служили своего рода дополнениями к официальному ритуалу и поначалу исполнялись всей общиной. Постепенно эти гимны были не только узаконены как неотъемлемая часть мессы (службы), но и стали вытеснять из практики псалмодические фрагменты. Так в период повсеместного внедрения многоголосия в церковную практику (XII—XIII вв.) начинает складываться многочастная месса, исполняемая профессиональными певчими и основанная на песнопениях гимнического склада, ранее допускавшихся в католический ритуал лишь в виде вставок, дополнений. Таких песнопений, входивших в богослужение постоянно, в любой из дней церковного года, было 5: Kyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria («Слава…»), Credo («Верую»), Sanctus и Benedictus («Свят» и «Благословен»), Agnus Dei («Агнец божий»). Дополнительные части включались в мессу в зависимости от церковных праздников или характера того события, к которому были приурочены ее исполнения.

Месса как единое по замыслу циклическое музыкальное произведение сформировалась в XIV в. В ней постоянно выдерживался официальный ординарий — строгая последовательность пяти традиционных частей (иногда Sanctus и Benedictus, представляли собой самостоятельные фрагменты), и соответственно культовому тексту менялось образное содержание музыки. Ранние образцы жанра связаны с французским Ars nova; автор первой из известных нам месс XIV в.— де Машо; другая сохранившаяся месса того же периода вошла в историю под названием Турнейской (по всей вероятности, она была создана во Фландрии, в городе Турнее, который славился соборной капеллой).

В XV в. жанр полифонической мессы достигает блестящего расцвета. В качестве мелодической основы (сапtus firmus) все реже употребляются григорианские напевы. Композиторы обращаются к мелодиям светских и даже народных песен, названия которых нередко становятся «заголовками» месс. Таковы многие мессы мастеров нидерландской школы: «Бледно личико твое» Г. Дюфаи, «Поведай, язык мой» и «Вооруженный человек» Жоскена Депре и др. (Следует заметить, что особенно популярной была песенка о вооруженном человеке: нет почти ни одного нидерландского композитора, который не написал бы мессу на мелодию этой песни). Свидетельством отхода многих авторов от ритуального назначения мессы могут служить произведения, в которых композиционные приемы подчинены какой-либо чисто технологической, а подчас умозрительной задаче. Так, Жоскеном Депре была написана Missa di dadi (Месса на игру в кости), где при помощи контрапункта символически изображались приемы этой игры. Интересный опыт предпринял и Окегем: его мессу «Cujusvis toni» можно было петь в любом из церковных ладов (переставляя ключи в хоровых партиях). И все же именно в XV в. месса стала тем жанром, в котором наиболее полно выявились специфические особенности музыки, как искусства поэтически возвышенного, строгого и вместе с тем эмоционально яркого. Говоря о мессе XV в., известный французский музыковед А. Прюньер писал: «В полифоническом стиле месса представляет, так сказать, элемент чистой музыки не потому, что выражение субъективных чувств было из нее исключено, а потому, что эти могучие музыкальные построения созданы из материала, изготовленного самим композитором. Литургический текст представляет лишь смутную, неопределенную опору и не может, как в песнях и мотетах, обусловить самое форму. На деле текст, состоящий из отрывков, дает композитору возможность свободно перераспределить архитектурный план целого. Месса в XV в. представляет собой такой же опыт музыкального творчества, как и симфония в XIX в.». И действительно, месса занимает ведущее место в наследии композиторов той эпохи. Так, Г. Дюфаи принадлежит не менее 30 месс, Я. Обрехту — около 25, И. Окегему — свыше 15, Ж. Депре — более 30.

Одним из самых значительных этапов в развитии мессы стало творчество Палестрины. Особой торжественностью тона, строгостью и глубиной изложения отмечена его знаменитая «Месса папы Марчелло» (1562), а также мессы «Assumpta est Maria» и «Super voces musicales» (всего композитором создано около 100 месс). В творчестве другого величайшего композитора XVI в. — Орландо Лассо — месса, несмотря на значительное количество образцов этого жанра (более 60), заняла не столь видное место. Из месс, написанных в конце XVI — начале XVII вв., выделяются сочинения испанца Т. Виктории, итальянцев Ф. Ане-рио и Г. Аллегри, отмеченные сильным влиянием Палестрины (несколько особняком стоят мессы О. Беневоли, написанные для 12, 24 и даже 48 голосов).

С развитием оперы, оратории и кантаты жанр мессы уже не занимает ведущего места в творчестве европейских мастеров. Из выдающихся композиторов XVII в. ему отдал скромную дань лишь К. Монтеверди (известностью пользуется его месса «In illo tempore»). В этот же период стала широко культивироваться месса в сопровождении органа, а к концу столетия роль инструментального начала все более возрастает.

На рубеже XVII—XVIII вв. наибольшее внимание мессе уделяют итальянские мастера А. Скарлатти (автор более 200 месс), Ф. Дуранте (среди лучших его сочинений «Месса в стиле Палестрины»), Л. Лео, А. Лотти. 1-я половина XVIII в., наряду с общей тенденцией к выдвижению на первый план инструментальной музыки и некоторым спадом интереса к церковным жанрам, приносит такой шедевр, как си-минорная месса И. С. Баха (кроме того, перу композитора принадлежат еще 4 короткие мессы). С конца XVIII в. многие мессы приобретают концертный характер, сближаясь с ораторией, а в некоторых случаях и перенимая черты оперного стиля.

В композиторском творчестве с давних пор различают короткую мессу (Missa brevisj, состоящую из 2—3 начальных частей (Kyrie, Gloria, Credo) или включающую весь ординарий, но при сжато построенных частях; и торжественную мессу (Missa solemnis), все части которой обычно подразделяются на несколько самостоятельных фрагментов. Существуют также мессы для органа; чаще всего они состоят из большого количества номеров и в значительной степени отходят от ординария церковно-хоровой мессы (таковы, например, 2 мессы для органа Ф. Куперена). Под названием «Органная месса» получил известность цикл пьес И. С. Баха («Прелюдии к катехизису»), образовавший 3-ю часть сборника «Klavierubung» (1739). В послебаховскую эпоху выдающиеся образцы месс создали Й. Гайдн (в его наследии встречаются и органные мессы) и В. А. Моцарт; в XIX в. — Л. Бетховен (Missa solemnis), Ф. Шуберт, Л. Керубини, Дж. Россини, Ф. Лист и др. Изредка месса встречается в творчестве композиторов XX в.

Adblock
detector