Мотет

МОТЕТ — жанр вокальной многоголосной музыки, зародившийся в западноевропейских странах (первоначально во Франции) в XII—XIII вв. Истоки его восходят к ранним формам церковной полифонии: в мотете своеобразно преломились черты органума, кондукта, дисканта. Вместе с тем этот жанр сразу сформировался как типично бытовой, светский.

Принципы сочетания голосов в мотете были весьма необычными: сопоставлялись мелодии с разной ритмикой и — что очень характерно для этой формы — с разными по содержанию, а во многих случаях и разноязычными текстами (название «мотет» происходит, по-видимому, от франц. mot — слово). При этом нижний голос (тенор) чаще всего основывался на литургическом напеве с латинским текстом; в среднем голосе (который, как и вся пьеса в целом, носил название «мотет») звучала обычно на родном языке какая-нибудь типично светская песня, чаще всего любовного содержания; наконец, верхний голос (который именовался «триплум») исполнял народную мелодию, нередко шуточного или танцевального склада. Естественно, что при одновременном звучании религиозного, мирского и народнопесенного текстов смысловой элемент терял значение, и на первый план выдвигались чисто музыкальные закономерности. Такой прием раскрытия различных сторон содержания (во взаимосвязанных, но вместе с тем изолированных друг от друга пластах) был характерен и для других искусств той эпохи. Мотет стал по существу первой исторически сложившейся формой светской контрастной полифонии. Бурное развитие мотетного творчества в XIII—XIV вв. (большинство дошедших до нас мотетов этого времени безымянно) привело к появлению и закреплению новых композиционных приемов. Все большее значение приобретают в мотете народнопесенные интонации; порой они проникают в нижний голос — тенор, подменяя и нередко вытесняя литургический напев. Усиливается роль хроматизмов, возникают элементы имитации, появляется инструментальное сопровождение. Великолепные образцы такого рода мотетов принадлежат видному французскому поэту и композитору XIV в. Гийому де Машо.

С XV в. начинается новая эпоха в развитии мотета. Борьба католической церкви против «вульгарных» образцов этого жанра (имелось в виду соединение строгих церковных напевов с народными, застольными или шуточными песнями) приводит к установлению единого текста во всех голосах. Целостная прежде форма подвергается членению: мотет развивается как многочастное хоровое произведение на церковный латинский текст. Такие мотеты, получившие название духовных, нередко носили праздничный характер и сочинялись не только в полифоническом, но и в аккордовом складе. Обычно они состояли из 2—3 разделов и были близки по стилю другим жанрам светской вокальной музыки XV—XVI вв. Множество духовных и светских мотетов создали К. Жанекен, Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен. Депре. Мотеты занимали одно из ведущих мест в творчестве таких крупнейших представителей вокально-хоровой полифонии XVI—XVII вв., как Палестрина, Лассо, Монтеверди, Шютц. Встречались также мотеты для. певца-солиста с инструментальным сопровождением. Образцы мотета можно встретить у И. С. Баха, А. Вивальди, Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперена и других выдающихся композиторов 1-й половины XVIII в. В творчестве этих мастеров мотет становится развернутой композицией свободного построения и во многом сближается по структуре с духовной кантатой.

Adblock
detector