Рубрика «Определения на букву А»

A cappella

A CAPPELLA — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения. Прочно утвердившись еще в эпоху средневековья (в культовой музыке), этот стиль получил в дальнейшем широкое распространение в творчестве композиторов самых различных эпох. Между тем, термин a cappella (alla cappella — в стиле капеллы) появился только в XVII в. и поначалу означал такую манеру пения, где сочетание …

Ars antiqua

ARS ANTIQUA (лат. — старинное искусство) — определение, прочно закрепившееся за эпохой культовой полифонии XII—XIII вв. Такое определение дали этому искусству музыканты раннего Возрождения (в противовес созданному ими ars nova). Первые образцы письменно зафиксированного многоголосия возникли в IX—X вв. Все они основаны на параллельном движении голосов. Это — ранний органум (где голоса движутся в кварту …

Ars nova

ARS NOVA (лат. — новое искусство) — определение, закрепившееся за музыкальным искусством эпохи раннего Возрождения (XIV в.) и распространившееся на все наиболее прогрессивные формы и жанры музыкального творчества и музыкальной эстетики той поры. Свое название оно заимствовало из заглавия знаменитого трактата, написанного между 1320 и 1325 гг. видным французским музыкальным теоретиком, композитором и философом Филиппом …

Ария

АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, кантате или оратории, исполняемый певцом с сопровождением оркестра. Для арии, как правило, характерна широкая распевность (одно из основных значений итальянского слова aria — воздух, ветер). Термин «ария» был известен задолго до появления первых оперных произведений: еще в XVI в. во Франции арией часто называли обычную строфическую песню. …

Аноним

АНОНИМ (греч. — безымянный) — автор, имя которого осталось неизвестным. В музыкальных сборниках XII—XVII вв. можно встретить значительное количество анонимных работ; при этом «анонимом» часто называют само произведение.

Альбинони (Albinoni) Томазо

АЛЬБИНОНИ (Albinoni) Томазо (1671, Венеция — 1750, там же) — итальянский композитор и скрипач; по-видимому, ученик Дж. Легренци. О его жизни мало что известно, кроме сведений о пребывании во Флоренции и Мюнхене. Альбинони написал свыше 50 опер (большинство предназначалось для постановок в родном городе); большую ценность имеют его инструментальные композиции, сыгравшие важную роль в становлении …

Антем

АНТЕМ (энсзем) — жанр английской духовной музыки XVI—XVIII вв., представляющий собой развернутое хоровое песнопение (типа кантаты или развитого мотета) на библейский текст. Антемы сочинялись в полифоническом складе и были во многом близки стилю народного хорового пения. Образцы этого жанра встречаются в творчестве У. Бёрда, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя.

Англез

АНГЛЕЗ (франц. anglaise, буквально — английская) — название, закрепившееся в XVII—XVIII вв. во многих западноевропейских странах за различными народными танцами английского происхождения (контрданс, хорнпайн и др.). Такого рода танцы встречаются во многих инструментальных сюитах XVIII в. (например, во Французской сюите № 3 И. С. Баха).

Амати (Amati)

АМАТИ (Amati) — семья итальянских скрипичных мастеров. Родоначальником школы мастеров (в Кремоне) был Андреа Амати (около 1535 — ок. 1611). Он создал классический тип скрипки, который в основном остался неизменным. Работу над усовершенствованием инструмента продолжили его сыновья Андреа Антонио (1555—1640) и Джироламо (1561—1630). Наиболее выдающимся представителем этой семьи был сын Джироламо — Николо Амати (1596—1684), …

Альтовый гобой, гобой д’амур

АЛЬТОВЫЙ ГОБОЙ, гобой д’амур — деревянный духовой инструмент, разновидность гобоя. Был изобретен в начале 20-х гг. XVIII в., однако вскоре исчез из музыкальной практики. В отличие от гобоя имеет несколько большие размеры и шарообразный раструб. Тембр альтового гобоя мягкий, выразительный, с заметным «носовым» оттенком. Этот инструмент нередко использовали в своих ансамблевых сочинениях И. С. Бах …