Далль’Абако Феличе (Dall’Abaco)
ДАЛЛЬ’АБАКО (Dall’Abaco) Феличе — см. Абако.
ДАЛЛЬ’АБАКО (Dall’Abaco) Феличе — см. Абако.
ДЖЕМИНИАНИ (Geminiani) Франческо (1680 (?), Лукка — 1762, Дублин) — итальянский композитор и скрипач. Искусству скрипичной игры обучался у К. Лонати и А. Корелли, композицией занимался под руководством А. Скарлатти. В 1707—1713 гг. служил скрипачом в Лукке и Неаполе. В 1714 г. переселился в Лондон, где получил широкую известность как скрипач-виртуоз и педагог. В течение …
де ГРОХЕО (Grocheo) Иоханнес (конец XIII — начало XIV в.) — парижский магистр музыки и музыкальный теоретик, автор одного из выдающихся памятников западноевропейского средневековья — трактата «Музыка» («De Musica» или «De arte musicae», ок. 1300). В трактате Грохео рассуждает о музыке не с традиционных или догматически церковных позиций: с поразительной для своего времени смелостью и …
ДАНСТЕЙБЛ, Дёнстапль (Dunstable, Dunstaple) Джон (около 1380, ? — 1453, Лондон) — английский композитор и музыкальный теоретик. Жизнь и творческая деятельность этого выдающегося музыканта прошли на неблагоприятном фоне «смутных времен» Столетней войны (1337—1453), тяжело сказавшейся на развитии культуры в Англии и вызвавшей глубокий застой ее художественной жизни. Но творчество Данстейбла было столь значительно, что оказало …
ДАНДРИЁ (Dandrieu, d’Andrieu) Жан Франсуа (1682, Париж — 1738, там же) — французский композитор, органист и клавесинист. С 1704 г. исполнял обязанности органиста в парижских церквах, в 1721 г. сделался органистом королевской капеллы. Среди произведений Дандриё выделяются 3 сборника клавесинных пьес (1724—1734), в которых явно ощущается влияние Куперена. Перу Дандриё принадлежат также пьесы для органа, …
де БАЙФ (Baif) Жан Антуан (1532, Венеция — 1589, Париж) — французский поэт, композитор и лютнист. Один из наиболее активных членов «Плеяды», творческого содружества французских поэтов-гумднистов, возникшего в середине XVI в. Занимался теорией поэзии, а также исследованием связей поэтического слова с музыкой (Разработал систему, в которой ритм напева подчинялся метрической структуре стиха), ратовал за возрождение …
ДОЛЬЧИАН, дольциан (от итальянского dolce — нежный, сладкий) — ранняя разновидность фагота. Возник в конце XVI в. в результате реконструкции его непосредственных предшественников — бомбард и поммеров. Дольчиан, как и фагот, имеет уже U-образную форму трубки: она образовалась в итоге простейшей операции: непомерно длинную трубку бомбарды согнули пополам. Это изменение структуры старого инструмента неожиданно повлекло …
ДИВЕРТИСМЕНТ — (франц. divertissement — развлечение) — один из жанров ансамблево-инструментальной музыки XVII—XVIII вв., представлявший собой сюиту веселого, оживленного, иногда развлекательного характера. Сочинения такого рода встречаются у Ж. Б. Люлли, А. Кампра, Л. Клерамбо, О. Арности (во 2-й половине XVIII в. — у И. Гайдна, В. А. Моцарта, К. Диттерсдорфа и др.). Дивертисментом называлось также …
ДЮФАИ (Dufay, du Fay) Гийом (около 1400, Камбре, Бургундия — 1474, там же) — фламандский композитор. Дюфаи (или Дюфэ, как его иногда называют на французский лад) по праву считается родоначальником знаменитой нидерландской школы полифонии. Пропитанное соками итальянского и французского Ars nova, творчество Дюфаи проложило прямой путь к высотам позднего Ренессанса. Первоначальное музыкальное образование Дюфаи получил …
ди ЛАССО (Lasso) Орландо (настоящее имя и фамилия — Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (около 1532, Монс — 1594, Мюнхен) — франко-фламандский композитор. Жизнь Лассо, как и многих других деятелей эпохи Возрождения, отмечена странствиями, насыщена разнообразными событиями, встречами с выдающимися людьми своего времени. Уроженец Фландрии, он вырос в Италии, жил во Франции, Англии и …