Рубрика «Определения на букву Л»

Люлли Жан Батист (Lully)

ЛЮЛЛИ (Lully) Жан Батист (итал. Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (1632, Флоренция — 1687, Париж) — французский композитор, скрипач, дирижер. По национальности итальянец. В детстве был увезен во Францию, которая стала его второй родиной и в искусстве которой он занял выдающееся место, став основоположником французского оперного и балетного театра. Свою деятельность Люлли начал в скромной роли …

Литургическая драма

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА — один из ранних видов средневекового музыкально-театрализованного представления, зародившегося в недрах церковной службы (литургии). Возникнув как разновидность диалогизированного тропа (попеременное пение солиста и хора или 2-х хоров), литургическая драма в IX—XIII вв. была своеобразной «вставкой» в ритуал богослужения. Сюжет она заимствовала обычно из евангелия, а музыкальной основой ее служил григорианский хорал. В исполнении, …

Ламентация

ЛАМЕНТАЦИЯ — песня-жалоба, один из жанров культовой хоровой музыки. Встречается в творчестве Палестрины, Т. Виктории.

Ландини, Ландино (Landini, Landino) Франческо, по прозвищу Чьеко

ЛАНДИНИ, Ландино (Landini, Landino) Франческо, по прозвищу Чьеко (слепой) (около 1325, Фьезоле — 1397, Флоренция) — итальянский композитор и органист. Виднейший мастер раннего Возрождения (Ars nova). Почти вся деятельность Ландини связана с Флоренцией. В детстве он ослеп, однако исключительная одаренность и трудолюбие позволили ему стать разносторонне образованным человеком и искуснейшим музыкантом. Ландини глубоко изучил естественные …

Лотти Антонио (Lotti)

ЛОТТИ (Lotti) Антонио (около 1667, Венеция — 1740, там же) — итальянский композитор, органист и капельмейстер. Учился музыке у своего отца, известного в свое время венецианского дирижера. Позднее занимался у Дж. Легренци. С 1687 г. служил певчим в соборе св. Марка, позже (1690) стал органистом собора, а в 1736 г. — капельмейстером. В 1717 г. …

Лира

ЛИРА — древнейший струнный щипковый инструмент. Плоский деревянный корпус, две фигурно изогнутые стойки, соединенные вверху небольшой перекладиной, ряд струн (обычно 7) — таков был внешний вид лиры, изображение которой стало эмблемой музыкального искусства. В античную эпоху инструмент был широко распространен среди народов, населявших средиземноморское побережье. Позднее название «лира» перешло к ряду инструментов иной конструкции. Лирой …

Лауда

ЛАУДА — (от латинского laudo — хвалю) — жанр бытовой духовной лирики, широко распространившийся в Италии в XIII—XIV вв. Представляя собой своего рода «хвалебное песнопение» (таково букв, значение итал. термина lauda), этот жанр никак не смыкался с церковным искусством. Лауды пелись на местных наречиях, и это было вызвано желанием противопоставить живой разговорный язык каноническим образцам …

Леонин (Leoninus, Leo)

ЛЕОНИН (Leoninus, Leo) — французский композитор и органист 2-й половины XII в. (точные даты жизни неизвестны). Служил регентом собора Парижской богоматери, имел звание магистра. Леонин вошел в историю как первый известный нам европейский мастер полифонии, автор 2-голосных органумов. Характерно, что в своих композициях Леонин ритмически растягивал нижний голос (мелодию хорала), в то время как верхний …

Локателли Пьетро Антонио (Locatelli)

ЛОКАТЕЛЛИ (Locatelli) Пьетро Антонио (1695, Бергамо — 1764, Амстердам) — итальянский композитор и скрипач. Искусству скрипичной игры обучался у А. Корелли. Выдающийся виртуоз, Локателли постоянно путешествовал, выступая в городах Италии, Франции, Испании, Англии. Поселившись в Амстердаме, занялся педагогикой (одновременно руководя музыкальной коллегией). Перу Локателли принадлежит большое количество скрипичных сочинений. Его фундаментальный опус — «Искусство скрипки» …