Рубрика «Определения на букву О»

Опера

ОПЕРА — вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой — вокальной и оркестровой (по-итальянски opera — сочинение). Истоками оперы послужили и народные музыкально-драматические представления, широко распространившиеся в разных странах еще со времен раннего средневековья; и многочисленные вокальные жанры, достигшие в процессе развития драматургической яркости и выразительности (мадригалы, мотеты, пассивны, развернутые песни …

Облигато

ОБЛИГАТО — партия аккомпанирующего инструмента, участие которого в ансамбле обязательно и не может быть заменено другим (лат. obligatus — обязательный). Термин «облигато» особенно широко применялся в XVII—XVIII вв. по отношению к партии концертирующего солирующего инструмента (скрипка, виолончель, флейта, гобой и др.), сопровождавшего вокальную партию в ариях из опер, кантат, ораторий.

Орган

ОРГАН — клавишный духовой инструмент, получивший широчайшее распространение в Европе со времен раннего средневековья. Название его произошло от латинского слова organum; так в древние времена называли музыкальные инструменты вообще (греч. organon — орудие, инструмент). Предшественницей органа считается так называемая «флейта Пана» — набор тростниковых дудочек различной величины. Для того, чтобы звук можно было извлечь из …

Оратория

ОРАТОРИЯ (от латинского oratio — ораторское изложение, красноречие) — в XVII—XVIII вв. многочастная композиция для хора, солистов и оркестра, созданная на основе библейского сюжета. Зарождение этого жанра связано с драматизированными культовыми песнопениями. Еще в конце XVI в. в молитвенных залах итальянских монастырей (так называемых «ораториях») в свободное от богослужения время проводились религиозно-нравоучительные беседы, нередко сопровождавшиеся …

Органиструм

ОРГАНИСТРУМ — одна из старинных разновидностей колесной лиры (в Англии инструмент подобного типа называется hurdy—gurdy, в Германии — Drehleier, во Франции — vielle). В дополнение к простой колесной лире в органиструме имелись маленькие органные трубки; при вращении рукоятки приводились в движение меха, нагнетавшие в эти трубки воздух. Таким образом, в органиструме одновременно сочетались признаки струнного …

Окегем (Ockeghem, Okeketn, Ockenheim) Йоханнес

ОКЕГЕМ (Ockeghem, Okeketn, Ockenheim и около 40 других транскрипций фамилии) Йоханнес (Ян, Жан) (около 1420, Термонд (?) — 1495, Тур) — нидерландский композитор. Музыкальное образование получил в Антверпене (по некоторым данным был учеником Г. Дюфаи). В 1452 г. служил у французского короля Карла VII. В 1461 г. поселился в Туре, где возглавил королевскую капеллу. Окегем …

Офферторий

ОФФЕРТОРИЙ (позднелат. offertorium — приношение) — католическое песнопение, исполнявшееся во время обряда приношения и освящения даров. Входит в состав мессы, а также нередко является самостоятельным сочинением. В духовной музыке XIV— XVIII вв. встречаются как хоровые, так и органные оффертории.

Ода

ОДА — торжественное музыкальное произведение (обычно хоровое, нередко с инструментальным сопровождением), в котором прославляется какое-либо событие, идея и т. п. (по греч. ode — песнь). В музыке XVI—XVIII вв. известны оды Л. Зенфля, К. Гудимеля, Дж. Пепуша; выдающимися художественными достоинствами отмечены оды Г. Пёрселла (им сочинено ок. 25 од) и Г. Ф. Генделя (до наших …