Рубрика «Определения на букву Т»

Тартини Джузеппе (Tartini)

ТАРТИНИ (Tartini) Джузеппе (1692, Пирано — 1770, Падуя) — итальянский композитор, скрипач и теоретик. Получил широкое гуманитарное образование. Композицию изучал в монастыре умбрийского города Ассизы под руководством известного чешского музыканта Б. Черногорского. Игрой на скрипке долгое время занимался лишь как любитель. Однако благодаря огромному таланту и величайшей настойчивости вскоре достиг подлинного совершенства, превзойдя, по отзывам …

Трувер

ТРУВЕР (франц. trouver — придумать, находить) — поэт-певец во Франции в эпоху средневековья. Поначалу тесно связанное с рыцарством, искусство труверов к середине XIII в. сомкнулось с музыкальной жизнью городов. Основные его очаги — север и северо-запад Франции (Шампань, Фландрия, Брабант). Многое переняв от своих предшественников — трубадуров, — труверы превзошли их не только уровнем мастерства, …

Трумшейт

ТРУМШЕЙТ — старинный смычковый инструмент. По величине схож с современным контрабасом (длина корпуса около 2 м). Имел одну струну. Звук извлекался ведением смычка у головки инструмента и благодаря особому устройству подставки напоминал трубный сигнал. Трумшейт был распространен в XIV — XVI вв. Применялся во флоте (иначе назывался liomba marina, что означает по-итальянски — морская труба), …

Трубадур

ТРУБАДУР (от провансальского trobar — находить, изобретать, слагать стихи) — странствующий поэт и певец во Франции в эпоху средневековья. Расцвет искусства трубадуров — XII—XIII вв. (классический период 1180—1210 гг.). Не будучи в большинстве случаев музыкантами-профессионалами, трубадуры являлись носителями нового, светского начала в искусстве средневековья. Поэтическое и музыкальное творчество трубадуров стало наиболее характерным выражением культуры рыцарства. …

Тромбон

ТРОМБОН — медный духовой инструмент, известный с XV в. Представляет собой сильно удлиненную трубу (итал. trombone означает — большая труба), от которой и ведет свое происхождение. Низкие по звучанию (басовые) трубы были известны еще в эпоху раннего средневековья. Достигавшие порой огромных размеров (иногда до 2—3 м), они постепенно стали приобретать форму, близкую современной. В XIV …

Труба

ТРУБА — медный духовой инструмент, простейшие образцы которого были известны задолго до нашей эры. Первоначально он представлял собой обычную трубу, на одном конце конусообразно расширенную. Впоследствии, когда инструмент стали изготовлять из меди, серебра или сплавов, он достиг длины в несколько метров. Такая конструкция была неудобной, и со временем труба приобрела свернутую форму, т. е. приблизилась …

Тропы

ТРОПЫ (от греческого tropos, буквально — поворот) — разнообразные виды текстовых или мелодических вставок в канонизированные культовые песнопения (в поэтической речи тропом именуется такой стилистический прием, когда образные слова, повторы слов или выражения употребляются в переносном смысле). Уже в X—XI вв. в григорианский хорал нередко вставляли новый текст, иногда с новым напевом; если новый напев …

Торелли Джузеппе (Torelli)

ТОРЕЛЛИ (Torelli) Джузеппе (1658, Верона — 1709, Болонья) — итальянский скрипач и композитор. Учился в Болонье; по окончании учения был избран членом известной Болонской филармонической академии. В 1686— 95 гг. служил альтистом в капелле церкви св. Петрония в Болонье. После концертного турне по Германии (1695 г.) остался на службе у маркграфа Бранденбургского в качестве капельмейстера. …

Тинкторис Иоханнес (Tinctoris)

ТИНКТОРИС (Tinctoris) Иоханнес (около 1435, Нивель, Брабант — 1511, там же) — франко-фламандский музыкальный теоретик и композитор. В 1471 г. получил звание магистра музыки, с 1476 г. служил капельмейстером при дворе короля Фердинанда. В 1484—1500 гг. — член папской капеллы в Риме. Тинкторис — один из виднейших музыкальных ученых конца XV — начала XVI вв. …

Тиенто

ТИЕНТО (исп. tiento — касание, осязание) — инструментальная пьеса имитационно-полифонического склада, один из жанров испанской музыки XVI—XVII вв. По своему строению тиенто во многом напоминает ричеркар и отличается разнообразием фактуры, обилием тонких колористических приемов. Первые образцы этого жанра встречаются в сборнике пьес известного инструменталиста-виртуоза Л. Милана (издан в 1535 г.).