Старинная музыка
Старинная музыка
 
На главную Написать письмо
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ
НОВОСТИ
Старинная музыкаОпределения на букву ППалестрина Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)

Палестрина Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Palestrina)

ПАЛЕСТРИНА (Palestrina) Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (около 1525, Палестрина, близ Рима — 1594, Рим) — итальянский композитор. Творчество Палестрины по праву считается вершиной хорового искусства эпохи Возрождения. Именно с его музыкой связывают обычно то «прояснение» полифонического стиля, которое стало своего рода музыкальным символом эпохи. Вокальная полифония, достигшая высокого уровня в творчестве нидерландских мастеров, получила в Италии XVI в. широкое распространение. Вместе с тем, изощренный контрапунктический стиль, при котором смысл слов был начисто заслонен сложными сплетениями множества мелодически самостоятельных линий, претерпел на итальянской почве значительные изменения, постепенно приведшие к более прозрачному, уравновешенному и гармоническому звучанию. Ярчайшее воплощение эта тенденция получила в музыке Палестрины, причем композитор не только прочно утвердил подобного рода принципы, но и довел их до полного логического завершения. В композициях Палестрины хоровое многоголосие обретает принципиально новое качество, обусловленное тем, что имитационные переплетения голосов образуют в совокупности четкие гармонические «вертикали», и в итоге создается аккордово-полифонический стиль, обусловивший отчетливость передачи текста при исполнении. Такая манера письма (в сочетании с плавным и ритмически размеренным развертыванием каждого голоса) определила кроме того уравновешенность общего звучания, классическую ясность, простоту, доступность восприятия формы в целом. Эти же качества обусловили а cappell-ность стиля Палестрины: его вокально-хоровые композиции не нуждались в инструментальной поддержке. Подобные выразительные средства и приемы прямо вытекали из образно-художественных задач и особенностей содержания палестриновской музыки,— ее возвышенно-умиротворенного характера, лирико-поэтического строя, спокойно-просветленных, порой величаво-торжествеиных чувств и настроений. Палестрину часто — и справедливо — сравнивали с Рафаэлем. Сознательно избегая броских выразительных приемов и всякого рода эффектов, композитор (подобно его гениальному соотечественнику) неизменно достигал своей музыкой поразительного воздействия, не утратившего силы и по сей день.

Жизнь Палестрины, в противовес красочным «приключенческим» биографиям многих мастеров Возрождения (таких, как Жоскен Депре или Орландо Лассо, легко менявших покровителей, места службы и часто переезжавших из страны в страну), отмечена глубокой сосредоточенностью, устойчивостью быта: около 40 с лишним лет он безвыездно прожил в Риме, отдав свой талант, силы и знания руководству церковными хорами и сочинению духовных хоровых произведений. Музыкальная одаренность Палестрины проявилась рано. С детских лет он пел в церковном хоре, а в 19-летнем возрасте был органистом и руководителем хоровой капеллы при соборе родного города (его название стало впоследствии фамилией композитора). Переехав в Рим, Палестрина в 1551 г. становится учителем пения и дирижером детского хора при соборе св. Петра и в этом же году назначается капельмейстером капеллы. Через 4 года его приглашают певчим в папскую капеллу. Изгнанный оттуда (он был женат, что для папского певчего считалось недопустимым), Палестрина работает музыкальным руководителем в других церквах Рима, а с 1571 г. до самой смерти вновь находится на посту капельмейстера собора св. Петра. В этот период Палестрина носит официальное звание папского композитора (Maestro compositore — почетная должность, которую после него занимал лишь Ф. Анерио).

Основная часть наследия Палестрины — его мессы (всего более 100). Среди них особенно выделяется знаменитая «Месса папы Марчелло», а также «Assumpta est Maria», «Aeterna Christi munera», «Super voces musicalec» и др. Многие мессы Палестрины основаны на григорианских напевах; нередко композитор использовал в качестве тематической основы и народнопесенный материал. Кроме месс, перу Палестрины принадлежит свыше 250 мотетов (один из наиболее известных образцов этого жанра — «Stabat mater»), псалмы, импроперии, оффеттории, ламентации, магнификаты и др. В противовес бытующему представлению о Палестрине как композиторе, сочинявшем исключительно духовную музыку, надо заметить, что он также является автором свыше 100 светских мадригалов с их характерной для ренессансного искусства Италии любовной тематикой (в 1551 г. была издана 1-я книга мадригалов, в 1584 г. — 2-я). Показательно, что использованные в его духовных мадригалах тексты «Песни песней» (такое название носит и весь цикл) также отразили черты народной любовной лирики.



Опубликовать в Facebook

Другие определения на букву «П»:

Партита
Паспье
Пассакалья
Пастиччо
Пауман Конрад (Paumann)
Пахельбель Иоганн (Pachelbel)
Перголёзи, Перголезе Джованни Баттиста (Pergolesi, Pergolese)
Перотин
Песни гёзов
Петруччи Оттавиано (Petrucci)
РЕКЛАМА

Система Orphus