Рамо Жан Филипп (Rameau)

РАМО (Rameau) Жан Филипп (1683, Дижон — 1764, Париж) — французский композитор, органист и теоретик. Детские годы музыканта прошли в Дижоне, одном из древних музыкальных центров страны. Отец Рамо, органист, сумел привить сыну любовь к музыке и передал ему свои обширные знания в этой области. Известно, что уже в 7-летнем возрасте Рамо хорошо играл на органе. В 1701 г. он отправился в Италию, но через несколько лет вернулся на родину и работал некоторое время в качестве скрипача в бродячей театральной труппе. В 1706 г. выходит 1-й сборник пьес Рамо для клавесина. В этом же году он пытается, но безуспешно, обосноваться в Париже. Возвращается Рамо в столицу лишь в 1722 г., проработав до этого органистом в ряде городов Франции (Дижон, Лион, Клермон-Ферран). Постепенно он приобретает известность как педагог и автор клавесинных пьес. Выходят еще 2 сборника его сочинений для клавесина (1724, 1731). Эти сборники снабжены исключительно ценными методическими комментариями автора (характерны названия: «Клавесинные пьесы с методой для техники пальцев», «Новые сборники клавесинных пьес с примечаниями относительно различных музыкальных жанров»). Клавесинное творчество Рамо во многом близко Куперену; в нем он также стремился к воплощению типических образов и состояний («Египтянка», «Венецианка», «Равнодушная», «Назойливая», «Щебечущие птички», «Курица», «Вздохи» и др.). Некоторые пьесы обнаруживают знакомство с виртуозным почерком Д. Скарлатти («Три руки», «Вихри», «Солонские простаки»). В клавесинном наследии Рамо (всего им сочинено 52 пьесы) ярко проступают черты, характерные для его композиторского стиля; богатство фантазии, изобразительность, остроумие непринужденно сочетаются с нежной грацией, утонченностью.

На путь оперного композитора Рамо вступил поздно. Лишь в 1733 г., когда музыканту было 50 лет, ему удалось добиться постановки своей лирической трагедии «Ипполит и Арисия» по «Федре» Ж. Расина. (Его первая опера «Самсон», созданная в содружестве с Вольтером, не была принята на сцену из-за библейского сюжета.) В новой области творчества Рамо работал исключительно интенсивно и плодотворно. Его перу принадлежит около 40 музыкально-театральных сочинений разных жанров: опера-балет (точнее героический балет) «Галантная Индия» (1735), лирическая трагедия «Кастор и Поллуке» (1737), комедия-балет «Платея» (1745), героическая пастораль «Заис» (1748), опера-балет «Паладины» (1760, на сюжет сказки Лафонтена) и др. Стремясь к синтезу музыки и драмы, Рамо развил различные типы речитатива, усилил темброво-выразительную роль оркестра. Оперное творчество Рамо исторически было связано с отживающей эстетикой, но его музыка оказала большое воздействие на последующие поколения композиторов Франции. «В творчестве Рамо жила чистая французская традиция, сотканная из чарующей хрупкой нежности, из верного выражения чувств, из точной декламации в речитативе…» — писал Дебюсси в 1903 г.

Параллельно с творчеством Рамо вел напряженную работу в области музыкальной теории. Это едва ли не единственный случай в истории, когда в личности музыканта слились воедино великий композитор и великий теоретик. В соответствии с научными установками французского материализма XVIII в. Рамо стремился и в науке о гармонии отыскать общие закономерности, уловить единую систему.

Обобщив огромный опыт музыкальной практики последних двух столетий, Рамо сумел свести все многообразие применяемых гармоний к небольшому числу основных аккордов (accords fondamentaux). Именно ему принадлежит гениально простая догадка о гармоническом тождестве аккорда и его обращения. Его мысли о принадлежности аккордовых комплексов к какой-либо из основных функций («гармоническому центру» — тонике, доминанте или субдоминанте) по праву позволяют считать Рамо одним из основателей классического теоретического музыкознания. Свои воззрения он изложил в знаменитом труде «Трактат о гармонии, сведенной к ее естественным принципам» («Traite de l’harmonie reduite a ses principes naturel», Париж, 1722). Кроме того, его перу принадлежит еще ряд работ, вызвавших в свое время большой интерес и полемику с энциклопедистами: «Происхождение гармонии» (1737), «Наблюдение над нашим музыкальным инстинктом» (1754) и др.

Ария Антенора из оперы Дардан

Suite D-major from Pièces de Clavecin

Adblock
detector