Генерал-бас

ГЕНЕРАЛ-БАС (итал. basso continuo — непрерывный бас) — особый музыкально-технологический прием, связанный с искусством импровизации и сочинения музыки в XVII—XVIII вв. Генерал-бас, иначе называвшийся «цифрованным басом», представлял собой условную запись аккомпанемента к верхнему голосу — мелодии, каждая басовая нота сопровождалась цифровым обозначением, указывавшим, какая именно гармония подразумевалась в данном месте. Исполнитель по своему усмотрению мог варьировать фактуру изложения, украшая аккорды приемами фигурации.

Генерал-бас появился в связи с зарождением гомофонно-гармонического склада и отразил ведущее значение в нем гармонического начала, а также видную роль импровизационности и орнаментальных украшений в исполнительском искусстве. Особенности гомофонного стиля отразила и техника исполнения генерал-баса: это — в отличие от прерывавшегося паузами нижнего голоса в полифонической музыке — непрерывный басовый голос (отсюда название basso continuo, буквально — непрерывный бас), каждая нота которого служила опорой какого-либо аккорда. Практически партия basso continuo исполнялась на клавесине и еще каком-либо инструменте (например, виолончели): при этом клавесину поручались гармонические фигурации, а другой инструмент усиливал бас. Искусством записи и расшифровки генерал-баса владел каждый композитор, а также исполнитель на органе, лютне, клавесине.

Впервые генерал-бас был использован в 1595 г. итальянским композитором А. Банкьери в «Церковных концертах» для 2-х хоров и органа; в 1600 г. этот способ записи применил Э. Кавальери в первом образце ораториального жанра — «Представлении о душе и теле». На протяжении полутора столетий (вплоть до середины XVIII в.) генерал-бас имел широчайшее распространение в музыкальной практике; не случайно это время называют «эпохой генерал-баса». Такой прием записи музыки встречается у К. Монтеверди, Г. Шютца, А. Корелли, А. Скарлатти, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Д. Перголези и других выдающихся мастеров эпохи барокко. Впоследствии, в связи с тем, что композиторы стали предпочитать полностью и точно фиксировать свои намерения в нотной записи (в музыкальной практике к середине XVIII в. роль импровизации была сведена к минимуму), — отпала необходимость пользоваться генерал-басом.

В настоящее время генерал-бас остается лишь вспомогательным приемом при обучении гармонии или предварительных набросках композиции.

Adblock
detector