Жоскён Депрё, Жоскин де Пре (Josquin Desprez, de Pres)

ЖОСКЁН ДЕПРЁ, Жоскин де Пре (Josquin Desprez, de Pres) (около 1450, Конде, Пикардия (?) — 1521, там же) — франко-фламандский композитор. Вошел в историю как один из завершителей столетнего развития знаменитой нидерландской школы полифонистов. Выдающийся композитор, блестящий педагог, Жоскен Депре оказал сильнейшее воздействие на западноевропейскую музыкальную культуру. Непревзойденный мастер полифонии, он внес вместе с тем огромный вклад в развитие музыки гомофонно-гармонического склада.

Биографические сведения о Жоскене Депре немногочисленны и во многом не до конца уточнены. По всей вероятности, он был учеником И. Окегема. В 1474—94 гг. служил певчим в Милане и Риме. На рубеже XV—XVI вв. много путешествовал: жил в Модене, Ферраре, Камбре, Париже. Последние годы жизни провел в Конде, где был настоятелем собора. Наследие Жоскена Депре включает свыше 30 месс, около 100 мотетов на церковные и светские тексты, французские шансон, итальянские фроттолы и др. Особое значение его творчества в том, что, блистательно владея филигранной композиторской техникой, он всюду подчинял ее высокохудожественным задачам. Каждый из его опусов — будь то монументальная месса или хоровая миниатюра — отмечен конкретностью образно-эмоционального подтекста, пленяет непринужденностью высказывания, яркостью тематизма. Характерной чертой его стиля является индивидуализация хоровых голосов и главное — особая мелодическая рельефность верхнего голоса.

Могучее дарование Жоскена Депре ярко проявилось в его мессах, каждая из которых представляет собой ряд мастерски выполненных музыкальных фресок, объединенных по принципу контраста. Лучшие из месс Жоскена Депре («Вооруженный человек», «Геркулес», «Поведай, язык мой», «La-sol-fa-re-mi») отмечены философской углубленностью содержания, ясностью формы, эпической силой образов. Многообразны и его мотеты: среди них встречаются небольшие по размерам мотеты-песни и развернутые хоровые поэмы, построенные по принципу многочастных композиций (к числу лучших мотетов композитора можно отнести «Ave Maria», «Плач Давида», «Tulerunt Dominum meum», «Praeter rerum seriem»). Пронизанный неисчерпаемой полифонической изобретательностью и вместе с тем «проясненный» стиль Жоскена Депре стал поворотным пунктом в развитии западноевропейской хоровой полифонии.