Рубрика «Определения на букву А»

Альберти (Alberti) Доменико

АЛЬБЕРТИ (Alberti) Доменико (около 1710, Венеция — ок. 1740, Рим) — итальянский композитор. Учился композиции у А. Лотти и А. Биффи. Был известен также как клавесинист и певец. Среди сочинений Альберти — оперы (наиболее известная из них — «Олимпиада», 1739), духовные мотеты, 40 сонат для клавесина и др. Альберти принадлежал к тем композиторам 1-й половины …

Анерио (Anerio) Феличе

АНЕРИО (Anerio) Феличе (1560, Рим — 1614, там же) — итальянский композитор. Яркий представитель римской школы эпохи Палестрины. Был певчим-сопранистом различных церковных хоров Рима. С 1594 г. сделался преемником Палестрины в звании композитора папской капеллы. (По-видимому, поэтому авторство многих сочинений Анерио долгое время приписывалось его знаменитому предшественнику.) Среди изданных произведений Анерио — несколько сборников 5- …

Абако, Далль’Абако (Abaco, Dall’abaco) Эваристо Феличе

АБАКО, Далль’Абако (Abaco, Dall’Abaco) Эваристо Феличе (1675, Верона — 1742, Мюнхен) — итальянский композитор, скрипач и виолончелист. Музыкальное образование получил в Вероне и Модене (возможно, был учеником Т. Витали). Около 10 лет провел во Франции и Бельгии. С 1715 г. служил придворным капельмейстером в Мюнхене. 12 скрипичных сонат с виолончелью (или чембало), 6 церковных и …

Альт

АЛЬТ (от латинского altus — высокий) — название 2-го по высоте голоса в музыке многоголосного склада. По отношению к голосам ранних образцов полифонии термин «альт» еще не применялся. Так например, в 3-голосных композициях XII—XIV вв. нижний, ведущий голос именовался тенором, верхний — дискантом, а средний — контратенором (иногда он звучал и ниже тенора). Переход к …

Арфа

АРФА — струнный щипковый инструмент, один из самых древних в истории культуры. Форма ее, претерпевшая в течение многих столетий значительные изменения, произошла от примитивного стрелкового лука. Простейшие типы арф были известны еще в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии за 3 тысячелетия до н. э. Шотландия и Ирландия первыми среди европейских стран узнали арфу. Отсюда она распространилась …

Аллегри (Allegri) Грегорио

АЛЛЕГРИ (Allegri) Грегорио (1582, Рим — 1652, там же) — итальянский композитор и певец. С 1629 г. служил певчим Сикстинской капеллы в Риме. Сочинял церковную музыку (мессы, магнификаты, мотеты и пр.). В историю вошел как автор знаменитого 9-голосного Miserere (для 2-х хоров), являвшегося долгое время едва ли не главным украшением репертуара папской капеллы. Эффект необычайного …

Антифон

АНТИФОН (от греческого anti — против и phone — звук, голос) — песнопение, исполнявшееся поочередно двумя хорами (или солистом и хором) и часто носившее диалогический характер. Истоки такой манеры восходят к древнегреческому хору, который, как правило, делился на 2 полухория. Принцип антифонного пения нередко использовался в хоровых сочинениях западноевропейских композиторов XIV— XVIII вв.

Аркичембало

АРКИЧЕМБАЛО (итал. archicembalo) — старинный клавишный инструмент, одна из разновидностей клавесина. Сконструированный в середине XVI в. итальянским композитором и музыкальным теоретиком Н. Вичентино, этот инструмент не получил значительного распространения и остался в истории европейского инструментария лишь своеобразным экспериментом. Аркичембало имело 3 системы струн, настроенных в соответствии с особенностями строения старинных ладов — диатонического, хроматического, энгармонического …

Аллеманда

АЛЛЕМАНДА — старинный танец, получивший широкое распространение в Западной Европе в XVII—XVIII вв. Первые его образцы появились в 70-х гг. XVI в. в Англии, Франции, Нидерландах. Однако название танца (по франц. allemande — немецкий) Дает основание предполагать, что происхождение его связано с Германией. За 2 столетия бытования аллеманда претерпела довольно значительные изменения, которые коснулись не …

Аркадельт Якоб (Arcadelt, также Arkadelt, Harcadelt, Arcadante)

АРКАДЕЛЬТ (Arcadelt, также Arkadelt, Harcadelt, Arcadante и др. варианты) Якоб (около 1500, Льеж (?) — 1568, Париж) — франко-фламандский композитор. Работал во Флоренции, затем служил регентом Сикстинской капеллы в Риме, с 1555 г. жил в Париже. Прославился как автор 3-, 4- и 5-голосных мадригалов лирически-сентиментального характера (особой популярностью в XVI в. пользовался его мадригал «Белый …