Рубрика «Определения на букву А»

Английский рожок

АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК — деревянный духовой инструмент типа гобоя. Возник в 1-й половине XVIII в. из охотничьего гобоя (который, в свою очередь, произошел от альтовой бомбарды). Название «английского» рожок получил случайно: французское слово anglais (английский) звучит одинаково с angle, что означает «согнутый углом». Именно 2-й вариант названия связан с особенностями инструмента, ибо характерный внешний признак его …

Академия

АКАДЕМИЯ — название различного рода обществ, возникших в Италии и других европейских странах в эпоху Возрождения. Такие общества, объединявшие философов, поэтов, ученых, музыкантов, ставили своей целью развитие и поощрение искусства и науки. Формы деятельности академий были разнообразными и достаточно широкими для своего времени. Основное место среди них занимали диспуты, различного рода соревнования (поэтические, музыкальные и …

Адам де ла Аль (Adam de la Halle)

АДАМ ДЕ ЛА АЛЬ (Adam de la Halle) (около 1237, Appac — между 1285 и 1288 Неаполь) — французский поэт и композитор. Дополнительное прозвище «аррасский горбун», с которым он вошел в историю, не является отражением физического недостатка музыканта, как естественно было бы предположить. В действительности «li Bossi» («горбун») — подлинное фамильное прозвище, которое носили его …

Аллилуйя

АЛЛИЛУЙЯ — напев ликующего, восторженного характера, возникший в древнееврейском богослужении и вошедший затем в христианский культовый ритуал. На отдельных слогах этого слова (особенно на последней гласной) допускались мелизматические украшения (см. Юбиляция), которые развивали и обогащали напев. Пением «аллилуйи» часто завершались антифоны и респонсории. Позднее этот напев вошел в кантату, мотет, магни-фикат, мессу.

Аффектов теория

АФФЕКТОВ ТЕОРИЯ (от латинского affectus — душевное возбуждение, волнение, страсть) — музыкально-эстетическая концепция, основанная на идее о связи конкретных выразительных средств музыки и приемов изложения с определенными чувствами, эмоциями. Свое происхождение она ведет еще со времен античности, однако особенно широкое распространение получает в XVII—XVIII вв. Подготовленная трудами философа Р. Декарта, а также музыкально-эстетическими и теоретическими …