Рубрика «Определения на букву Б»

Баритон

БАРИТОН — струнный смычковый инструмент, получивший распространение в XVIII в. (главным образом в Германии и Австрии). По размеру напоминает виолончель, по форме корпуса — виолу да гамба. Наряду с 6—7 игровыми струнами, имел 12—15 резонансных струн. Тембр баритона был довольно мягким, выразительным. При игре инструмент держали подобно виоле да гамба. Во 2-й половине XVIII в …

Банкьёри (Banchieri) Адриано

БАНКЬЁРИ (Banchieri) Адриано (1568, Болонья — 1634, там же) — итальянский композитор, органист и теоретик. Служил органистом в различных церквах Италии. Перу Банкьери принадлежит большое количество месс, опер, мотетов, мадригалов, множество органных пьес. Одним из первых он применил в своих произведениях генерал-бас, а также широко использовал основные знаки динамических обозначений (р и f). Кроме того, …

Баллетто

БАЛЛЕТТО (от итальянского ballo — танец) — небольшое вокальное сочинение типа мадригала, отличающееся танцевальным характером. Чаще всего оно излагалось в аккордово-полифоническом складе. Жанр баллетто получил особое распространение в середине XVI — начале XVII вв. в Италии, Германии, Англии. Термин «баллетто» применялся и в других значениях. Таким было, в частности (в XVII—XVIII вв.) одно из итальянских …

Барокко

БАРОККО (итал. barocco — вычурный, причудливый) — художественный стиль, преобладавший в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII в. Основные эстетические принципы барокко были связаны с дворянской культурой периода расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Обострившиеся противоречия (экономические, политические, социальные) привели передовые умы к осознанию наиболее определяющего фактора этой эпохи — сильно углубившегося …

Баллата

БАЛЛАТА (от позднелатинского ballo — танцую) — танцевальная песня, распространенная в эпоху раннего Возрождения в Италии (особенно во Флоренции). Этот жанр возник из народной хоровой пляски, где постоянно чередовалось пение хора и запевал. Традиции и даже отдельные выразительные приемы песнеплясок были воплощены в итальянских баллатах XIV. Писались также баллаты для пения соло с инструментальным сопровождением. …

Балладная опера

БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА — английская разновидность комической оперы, основанная главным образом на популярных народных мелодиях. Представляя собою типично комедийное (нередко сатирического характера) представление, балладная опера состояла обычно из песен и танцев, чередовавшихся с разговорными сценами. Классическим образцом этого жанра стала знаменитая «Опера нищих» с текстом Дж. Гея и музыкой Дж. Пепуша, поставленная в 1728 г. в …

Баллада

БАЛЛАДА (от позднелатинского ballo — танцую) — первоначально (в эпоху средневековья) песня танцевального характера с типично народным складом мелодии (в Италии она называлась баллата). Истоки жанра, широко распространенного в среде трубадуров, труверов, миннезингеров, по-видимому восходят к древним развлекательно-игровым пляскам и хороводам. Баллады такого типа имеют строфическое строение. Баллады периода раннего Возрождения также во многом опирались …

Балет

БАЛЕТ (франц. ballet, от итальянского ballo — танец, пляска) — музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразительного искусства. Корни этого синтетического жанра уходят в глубочайшую древность: памятники культуры Египта, Греции, Индии и других стран свидетельствуют о его важной роли в жизни первобытнообщинного и рабовладельческого общества. Однако балет в современном понимании …

Бурдон

БУРДОН — непрерывно тянущийся басовый звук или созвучие (по-французски bourdon, буквально — густой бас). Термин «бурдон» употребляется для обозначения басового, «гудящего» фона при игре на волынке и органе; он нередко относится к звучанию открытых струн, а также к пению, сопровождающему игру на продольных флейтах. Струну, расположенную на щипковых и смычковых инструментах вне грифа, также называют …

Бутада

БУТАДА (франц. boutade, буквально — причуда, прихоть) — в XVI—XVII вв. название веселого танца или небольшого импровизируемого балета. В XVIII в. и позднее бутадами изредка именовались инструментальные пьесы свободного построения (типа фантазии).