Рубрика «Определения на букву К»

Кариссими Джакомо (Carissimi)

КАРИССИМИ (Carissimi) Джакомо (1605, Марино, близ Рима — 1674, Рим) — итальянский композитор, органист и капельмейстер. В молодые годы служил церковным певцом и органистом римской капеллы. Кариссими принадлежит большая заслуга в утверждении и развитии монодического стиля, зародившегося на рубеже XVI—XVII вв. Особо значительный вклад композитор внес в жанр оратории. Лучшие из них — «Иевфай», «Суд …

Капелла

КАПЕЛЛА — профессиональный хоровой коллектив. В средние века капеллой называлась небольшая часовня, примыкавшая к католическому храму (по-итальянски cappella — часовня); в ней обычно размещался хор. Поэтому название «капелла» вскоре закрепилось и за самим хором. Возникший в XVII в. термин a cappella (alla cappella, в стиле капеллы), означал первоначально кантиленную, гармоничную по характеру манеру пения. Стиль, к …

Канционал

КАНЦИОНАЛ (от латинского cantio — пение) — сборник литургических песнопений. Во многих случаях такого рода сборники («песенники») содержали всевозможные теоретические сведения по церковному пению. Примерно с XVI в. канционалами стали называть собрания самых различных по содержанию духовных песен. Иногда термином «канционал» обозначали сборники, содержащие разнообразные типы песен — духовные, лирические, бытовые, военные и т. д.

Кассация

КАССАЦИЯ — жанр ансамблево-инструментальной музыки, распространенный в XVIII в. в Германии и Австрии. Представлял собой род многочастной сюиты развлекательного характера, нередко напоминая тем самым дивертисмент или серенаду. Кассации исполнялись обычно на открытом воздухе.

Канцона

КАНЦОНА (от итальянского canzona — песня) — в эпоху Возрождения многоголосная вокальная пьеса, близкая по характеру народной песне. С конца XVI в. появляются инструментальные канцоны, поначалу как переложения вокальных. В отличие от последних они обозначались: canzona per sona’r (т. е. канцона для инструментальной игры). Это были сочинения имитационно-полифонического склада, предназначавшиеся для клавира, органа или инструментального …

Крумгорн

КРУМГОРН (нем. Krummhorn — кривой рожок) — деревянный инструмент гобойного семейства, широко бытовавший в эпоху средневековья. Представлял собой деревянную трубку, в нижней части слегка расширяющуюся и немного изогнутую. Двойная камышовая трость помещалась в небольшой конусообразной камере и приводилась в колебание вдуванием воздуха в выступающее отверстие. Тембр крумгорна был менее резок, чем тембр бомбарды и шалмея. …

Каччини Джулио (Caccini), по прозвищу Джулио Романо

КАЧЧИНИ (Caccini) Джулио, по прозвищу Джулио Романо (около 1550, Рим — 1618, Флоренция) — итальянский композитор и певец. Участник Флорентийской камераты, Каччини был одним из создателей нового вокального стиля (монодия с сопровождением), основанного, по мнению членов флорентийского кружка, на синтезе поэзии и музыки в духе античных традиций. Этот стиль предполагал сочинение таких мелодий, где, по …

Каприччио, каприччо

КАПРИЧЧИО, каприччо (итал. сарriccio, буквально — каприз, причуда) — виртуозная инструментальная пьеса свободной формы. Ранние образцы каприччио встречаются в органном творчестве Дж. Фрескобальди и И. Я. Фробергера, где они часто бывают связаны с какой-нибудь виртуозной или композиционно-технологической задачей (например, избегание определенного интервала и т. п.). В полифонической музыке XVI—XVII вв. подобные пьесы чаще именовались ричеркарами …

Концерт

КОНЦЕРТ — виртуозное произведение для солирующего инструмента (реже для 2—3-х) с сопровождением оркестра. Слово «концерт» произошло из 2-х источников: лат. concertare — состязаться, по-итальянски concerto — гармония, согласие. Показательно, что оба эти значения в равной степени отражают сущность жанра: с одной стороны, в концерте «соревнуются» солист и оркестр, с другой — их взаимодействие и взаимопроникновение …

Канон

КАНОН (греч. kanon — правило, образец) — один из приемов полифонического письма, основанный на имитации (см. Имитация), а также один из самых распространенных жанров вокального многоголосия эпохи средневековья. По композиционному строению представляет собой строго выдержанную имитацию, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым «опозданием» по отношению к предыдущему. …