Рубрика «Определения на букву К»

Канцонетта

КАНЦОНЕТТА (итал. canzonetta — песенка) — один из жанров светской многоголосной музыки, получивший особенно широкое распространение в Италии с конца XVI в. Унаследовав от фроттолы и вйлланеллы несложную фактуру и мелодическую близость народной песне, канцонетта вместе с тем во многом сблизилась с таким возвышенно-утонченным жанром, как поздний итальянский мадригал. Тематика канцонетт преимущественно любовная. В музыковедческой …

Куперен Франсуа (Couperin), прозвище «Куперен Великий»

КУПЕРЕН (Couperin) Франсуа, прозвище «Куперен великий» (1668, Париж — 1733, там же) — французский композитор, органист и клавесинист. Вошел в историю как непревзойденный мастер клавесинной музыки конца XVII — 1-й трети XVIII вв. Опираясь на достижения таких выдающихся предшественников как Ж. Б. Люлли и А. Корелли, Куперен блестяще сочетал в собственном творчестве французские и итальянские …

Крота

КРОТА — старинный смычковый инструмент кельтского происхождения. Первые упоминания о нем относятся к VI—VII вв., наибольшего расцвета он достиг, очевидно, в эпоху позднего средневековья. Показательно, что первоначально, в период возникновения, крота была щипковым инструментом, во многом напоминающим древнегреческую лиру; длительная эволюция привела к изменению типа инструмента и перерождению его в смычковый. Корпус кроты в XV—XVII …

Клавир

КЛАВИР — общее наименование клавишных струнных инструментов, распространенных в XV—XVIII вв. (чембало, клавикорд, клавесин и т. д.). Инструменты этой группы играли исключительно важную роль в музыкальной жизни европейских стран периода Ренессанса и барокко. Они имели несомненные преимущества перед двумя наиболее популярными представителями многочисленного инструментария этой эпохи — лютней и органом. По сравнению с лютней звук …

Кларнет

КЛАРНЕТ — деревянный духовой инструмент, подобно гобою, ведущий происхождение от пастушеской свирели. Далекими предками кларнета можно считать некоторые из деревянных духовых, употреблявшихся в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. Непосредственным же его предшественником является шалюмо — народный духовой инструмент, особенно распространенный во Франции в XV—XVII вв. Основательная реконструкция этого инструмента привела выдающегося нюрнбергского мастера Иоганна Кристофера …

Консерватория

КОНСЕРВАТОРИЯ (от итальянского conservare — хранить, беречь; в переносном смысле — давать приют) — первоначально (с XVI в.) приют для сирот и беспризорных детей в итальянских городах (первое из известных учреждений такого рода было открыто в Неаполе в 1537 г.). В приютах, создававшихся главным образом при церквах, детей обучали различным ремеслам. В XVII в. обязательным …

Клавикорд

КЛАВИКОРД (лат. clavis — ключ, греч. chorde — струна) — старинный клавишно-струнный инструмент, широко распространенный в XV—XVIII вв. (см. Клавир). Предшественником клавикорда считается монохорд: благодаря его реконструкции и присоединению клавишного механизма был создан новый инструмент с совершенно особыми качествами звучания. Первые упоминания о клавикорде относятся к концу XIV — началу XV вв. Наиболее древний из …

Контрапункт

КОНТРАПУНКТ (от латинского punctum contra punctum, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов. Обычно такие мелодии отличаются друг от друга по характеру выразительности и прежде всего — по ритмическому строению. Следует отметить также, что контрапунктом нередко называют не сочетание 2-х мелодий, а лишь один голос, который, вступая позже …

Клавицитериум

КЛАВИЦИТЕРИУМ (позднелат. clavicytherium) — название клавесина с вертикально расположенным корпусом. По конструкции клавицитериум был предшественником современного пианино.

Корелли Арканджело (Corelli)

КОРЕЛЛИ (Corelli) Арканджело (1653, Фузиньяно, близ Равенны — 1713, Рим) — итальянский композитор, скрипач и дирижер. Основоположник итальянской классической скрипичной школы, Корелли оказал огромное влияние на европейскую музыку конца XVII — 1-й половины XVIII вв. Под его воздействием формировалось мастерство А. Вивальди и Дж. Тартини. Творчество Корелли изучали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, …