Рубрика «Определения на букву К»

Контрабас

КОНТРАБАС — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент из семейства струнных смычковых. Появился в конце XVI в. Предками контрабаса были старинные басовые виолы, от которых он заимствовал многие особенности своей конструкции (удлиненная к шейке верхняя часть корпуса, сводчатый изгиб обеих дек и т. д.). До середины XVIII в. в оркестрах применялись …

Китарроне

КИТАРРОНЕ — щипковый инструмент, басовая разновидность лютни. Один из самых крупных щипковых инструментов: общая длина его достигает иногда 2 м. По форме и конструкции напоминает теорбу; однако корпус у китарроне меньше, а шейка длиннее. Инструмент получил наибольшее распространение в Италии в XVI— XVII вв.

Классицизм

КЛАССИЦИЗМ — художественное течение в культуре европейских стран XVII—XVIII вв. Представители классицизма стремились к созданию ясных и гармоничных по форме, возвышенно-благородных героических произведений, опирающихся на сюжеты и лучшие образцы античного искусства. Наиболее законченное воплощение классицизм получил во французской литературе и искусстве XVII в. В эту эпоху переживали период блистательного подъема не только французский драматический театр …

Клавесин

КЛАВЕСИН (от позднелат. clavicybalum) — старинный клавишно-струнный щипковый инструмент (см. Клавир). Получил наибольшее распространение в европейских странах в XVI—XVIII вв. Непосредственным предшественником клавесина был, по-видимому псалтериум (род гуслей). Снабженный клавишным механизмом, он приобрел новые звуковые качества. В начале XVI в. определились основные конструктивные особенности клавесина: внешне он схож с современным роялем; струны разной длины и …

Корнемюз — французский духовой инструмент

КОРНЕМЮЗ (от франц. corne — рог и старофранц. musa — дудка) — французский духовой инструмент, разновидность волынки. Под названием «корнемюз» («корнамуза») с начала XVII в. стал фигурировать духовой инструмент типа шалмея, звук которого был несколько приглушенным (существует предположение, что его название является производным или видоизмененным от corno muto — тихий рог).

Кондукт

КОНДУКТ — одна из форм раннего многоголосия (XII—XIII вв.). Происхождение кондукта связано с литургической драмой, где он выполнял роль связки при переходе от одного раздела к другому. В IX—X вв. кондуктом называли любую одноголосную песню с латинским текстом, независимо от ее содержания, духовного или светского. На рубеже XII—XIII вв. кондукт становится многоголосной композицией и фактически …

Качча, каччия

КАЧЧА, каччия (итал. caccia — охота, погоня) — один из жанров светской вокальной музыки, широко распространенный в XIV—XVI вв. в Италии (особенно во Флоренции). Обычно каччи сочинялись в виде 2-голосного канона с простейшим инструментальным сопровождением (3-й голос). Исполнение их нередко сопровождалось круговой хороводной пляской (при повторении одного и того же напева). Типичное содержание качч — …