Рубрика «Определения на букву М»

Монохорд

МОНОХОРД (от греческого monos — один, chorde — струна) — однострунный щипковый инструмент, сконструированный в Древней Греции. Служил также для определения высоты звука и изучения интервалов. Кроме основного тона, соответствовавшего звучанию полной длины струны, на этом простейшем инструменте можно было получать и более высокие звуки, подкладывая под струну специальную подставку. Постепенно количество струн в монохорде …

Милан Дон Луис (Milan)

МИЛАН (Milan) Дон Луис (около 1500, Валенсия (?) — после 1560, там же) — испанский композитор, виртуоз-исполнитель на виуэле. Сведений о его жизни и деятельности сохранилось мало. Известно, что он был одним из лучших виуэлистов своего времени и служил придворным музыкантом у вице-короля Валенсии. В 1535 г. в Испании была издана первая инструментальная табулатура — …

Метриза

МЕТРИЗА (франц. maitre — учитель) — музыкальная школа-интернат во Франции и в Нидерландах, готовившая церковных певчих. Первые метризы были известны еще в VIII в. В эпоху средневековья сложилась система воспитания в таких школах: обучение производилось с раннего детства и наряду с общеобразовательными предметами включало пение, игру на органе, а также изучение музыкальной теории. Воспитанниками метриз …

Мюзет

МЮЗЕТ — музыкальный инструмент типа волынки, распространенный во Франции в XVII—XVIII вв. В сопровождении этого инструмента исполнялся популярный в те времена танец, также называвшийся мюзет (впоследствии музыка этого танца исполнялась и другими инструментами или ансамблями). Темп танца оживленный, размер 2-дольный. Обозначение «а 1а musette», относящееся к средним частям некоторых танцев (гавот, менуэт и др.), связано …

Мануал

МАНУАЛ — название клавиатуры на органе и клавесине. В отличие от фортепиано эти инструменты имеют 2 вида клавиатур: мануал — ручную клавиатуру (от латинского manualis — ручной) и клавиатуру для ног — педали (от латинского pedis — нога). Мануалы — их бывает от 2 до 7 — размещены на исполнительском пульте «террасообразно», один над другим. …

Мартини Джованни Баттиста (Martini), по прозвищу Падре Мартини

МАРТИНИ (Martini) Джованни Баттиста (Джамбаттиста), по прозвищу Падре Мартини (1706, Болонья — 1784, там же) — итальянский музыкальный теоретик и композитор. В детстве получил глубокое, основательное музыкальное образование: учился композиции, пению, игре на скрипке и чембало; кроме того много занимался теоретическими дисциплинами (главным образом под руководством Риччери). В 15-летнем возрасте стал священником францисканской церкви, в …

Мандолина

МАНДОЛИНА — струнный щипковый инструмент. Возник в XVI—XVII вв. в Италии, где получил широкое распространение, став народным инструментом; произошел, по-видимому, от лютни. Наиболее распространенный тип, так называемая неаполитанская мандолина, имеет овальный кузовоподобный корпус, короткую шейку с грифом и 4 двойные струны, настроенные по квинтам. Звук мандолины ясный, хотя из-за техники игры несколько «застывший»; играют на …

Мандола

МАНДОЛА — струнный щипковый инструмент, зародившийся в эпоху средневековья (первые сведения относятся к XII—XIII вв.). Прообразом ее явилась лютня. Унаследовав основные конструктивные признаки лютни, мандола отличалась от нее более широкой шейкой, плавно изогнутой головкой, относительно меньшими размерами. Кроме того, на мандоле играли главным образом с помощью медиатора.