Рубрика «Определения на букву П»

Пауман Конрад (Paumann)

ПАУМАН (Paumann) Конрад (1409, Нюрнберг — 1473, Мюнхен) — немецкий композитор и органист. Один из наиболее ярких представителей немецкого музыкального искусства XV в. Слепой от рождения, он был превосходным лютнистом, играл на флейте, арфе, скрипке. Как крупнейший исполнитель-органист был известен не только в Германии, но и за ее пределами. С 1466 г. Пауман — органист …

Перголёзи, Перголезе Джованни Баттиста (Pergolesi, Pergolese)

ПЕРГОЛЁЗИ, Перголезе (Pergolesi, Pergolese) Джованни Баттиста (настоящая фамилия Драги) (1710, Иези, провинция Анкона — 1736, Поццуоли, близ Неаполя) — итальянский композитор, скрипач, капельмейстер. Прожив чрезвычайно короткую жизнь, Перголези однако обессмертил свое имя созданием первой классической оперы-буффа. Ею стала «Служанка-госпожа» (1733), первоначально написанная в качестве комедийной интермедии к его же опере «Гордый пленник». Оглушительный успех, сопровождавший …

Паспье

ПАСПЬЕ — французский бальный и сценический танец народного происхождения, распространенный в XVII— XVIII вв. (название происходит от франц. passer — переступать, pied — нога). Являясь своеобразной разновидностью быстрого менуэта, паспье исполнялся легко, изящно, весело; размер 3-дольный. Встречался в сюитах XVIII в. (например, в Английской сюите № 5 и Партите си минор для клавира И. С. …

Пёрселл Генри (Purcell)

ПЁРСЕЛЛ (Purcell) Генри (около 1659, Лондон — 1695, там же) — английский композитор. Величайший музыкант Англии, Пёрселл жил и творил в трудную для развития национального искусства эпоху. Последний из могикан английской музыки периода ее расцвета (XV—XVII вв.) он сумел силой своего гения вывести музыкальное искусство Англии на одно из первых мест в Европе. Но задушенная …

Петруччи Оттавиано (Petrucci)

ПЕТРУЧЧИ (Petrucci) Оттавиано (1466, Фоссомброне — 1539, Венеция) — итальянский музыкальный издатель, изобретатель нотопечатания. Вплоть до конца XV в. музыкальные произведения главным образом переписывались от руки; лишь изредка применялось печатание с форм, гравированных на дереве. В 1498 г. Петруччи осуществил новый способ нотопечатания: на бумагу механически наносились нотные линии, а затем на них последовательно печатались …

Перотин

ПЕРОТИН (Perotinus; прозв. «Magnus» — великий) (конец XII — нач. XIII в.) — французский композитор. Регент собора Парижской богоматери, ярчайший представитель ars antiqua эпохи его расцвета. Наряду с Леонином был выдающимся мастером дисканта. На смену господствовавшему в музыке Леонина 2-голосию, Перотин ввел в практику 3- и 4-голосные дисканты, отмеченные мелодической красотой и удивительной для того …

Позитив

ПОЗИТИВ — небольшой комнатный орган, широко распространенный в эпоху средневековья. В то время позитивами называли иногда самые различные по конструкции и форме клавишные инструменты.

Преториус Михаэль (Praetorius)

ПРЕТОРИУС (Praetorius; настоящая фамилия Шульц) Михаэль (1571 или 1572, Крейцбург — 1621, Вольфенбюттель) — немецкий композитор, органист и теоретик. Вырос в семье потомственных музыкантов. Образование получил в латинской школе, после окончания которой изучал философию и теологию во Франкфуртском университете. Уже в эти годы начинается его активная деятельность. Впоследствии Преториус служил придворным композитором и органистом в …

Порпора Никола Антонио (Porpora)

ПОРПОРА (Porpora) Никола Антонио (1686, Неаполь — 1768, там же) — итальянский композитор. Учился музыке в одной из неаполитанских консерваторий у Г. Греко. С 1708 г. сочинял оперы (свыше 50), которые с успехом ставились во многих городах Италии, а также в Вене, Дрездене, Лондоне. Вместе со славой оперного композитора, сопутствовавшей этому яркому представителю неаполитанской школы, …

Провенцале Франческо (Provenzale)

ПРОВЕНЦАЛЕ (Provenzale) Франческо (1627, Неаполь — 1704, там же) — итальянский композитор. С 1663 г. и до последних лет жизни его деятельность была связана с неаполитанскими консерваториями «Santa Maria» и «Pieta de’turchiui». В числе его учеников Л. Лео, А. Скарлатти. Среди немногих известных сочинений Провенцале — оратории, кантаты, мотеты, оперы. Именно последние составляют самую значительную …