Рубрика «Определения на букву П»

Прелюдия

ПРЕЛЮДИЯ (от латинского praeludere — играть вступление) — инструментальная пьеса свободной формы, распространенная с XV в. и нередко служившая вступлением к следующей за ней пьесе. Возникла по всей вероятности как своего рода предварительная импровизация (перебор струн, клавиш) с целью проверки настройки инструмента или постепенной подготовки к исполнению. Вначале вошла в практику лютнистов, затем клавесинистов и …

Пошетта

ПОШЕТТА (от франц. pocheter — носить в кармане) небольшой смычковый инструмент, применявшийся в XVI—XVIII вв. во время танцевальных занятий. При показе наиболее сложных фигур танцмейстер, игравший на этом инструменте, клал его в карман (отсюда и произошло название «пошетта»).

Празднества глупцов

«ПРАЗДНЕСТВА ГЛУПЦОВ» («Ослиные обедни») — театрализованные представления, возникшие во многих западноевропейских странах в VII— IX вв. и проходившие в церквах при активном участии прихожан. Инициаторами таких празднеств были представители низшего духовенства, которым в особо отведенные дни была разрешена полная свобода действий в помещении самой церкви. Для «Празднеств глупцов» специально создавалась пародийная месса, где культовые напевы …

Портатив

ПОРТАТИВ (от латинского porto — переношу) — небольшой переносный орган, имевший наибольшее распространение в XV—XVI вв.

Поммер

ПОММЕР — название альтовых, теноровых и баритоновых разновидностей старинных деревянных духовых инструментов язычковой группы (дискантовые и сопрановые именовались шалмеями, а басовые и контральтовые — бомбардами, бомбардоне или большими басовыми поммерами). Диапазон этих инструментов составлял примерно 2 октавы, тембр их отличался резкостью, несколько гнусавым оттенком. Все они представляли собой длинные, слегка расширяющиеся к концу деревянные трубки …

Полонез

ПОЛОНЕЗ — танец польского происхождения (по-французски polonaise — польский), возникший в эпоху средневековья. Носит характер торжественного блестящего шествия; размер 3-дольный, ритмический рисунок острый, часто пунктирный. Танцующие движутся плавно, величаво, слегка приседая на 3-й четверти каждого такта. Пьесы под названием «полонез» встречались в сюитах XVIII в., в частности, во Французской сюите № 6 и «Нотной тетради …

Псалмы

ПСАЛМЫ (греч. psalmos — хвалебная песнь) — религиозные песнопения и молитвы (из Ветхого завета). В древнехристианском пении псалмы исполнялись попеременно двумя хорами в унисон, причем манера и форма, их исполнения (медлительно суровая речитация) определяли основное музыкальное содержание церковного богослужения. В средние века псалмы стали подвергаться поэтической и музыкальной переработке. Расцвет полифонических жанров привел в XIV …

Псалмодия

ПСАЛМОДИЯ (от греческого psalmos — псалом, ode — песнь) — один из древнейших видов культового пения, своеобразная речитация латинских молитвенных текстов. Отличительные черты псалмодии — узкий звуковой диапазон (часто ограниченный 2—3 соседними ступенями лада), декламационный характер исполнения, полная зависимость ритмики от логических и грамматических акцентов текста. Псалмодия с ее отрешенностью, скупостью выразительных средств и приемов …

Протестантский хорал

ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ — песнопение, рожденное протестантским культом и исполнявшееся на немецком языке. Возникновение протестантского хорала саязано с эпохой Реформации и Крестьянской войны в Германии (нач. XVI в.). Обряд католического богослужения, основанного на напевах григорианского хорала с его традиционным латинским текстом, был заменен пением псалмов на родном языке, причем новые духовные песнопения исполнялись не профессиональными певчими, …