Рубрика «Определения на букву С»

Серпент — духовой инструмент

СЕРПЕНТ (франц. serpent — змея) — духовой инструмент, распространенный в Европе (главным образом во Франции) в XVII—XVIII вв. Форма его несколько необычна: он представлял собой деревянную (иногда металлическую) змееобразную трубку. Общая длина ствола приближалась к 2 м, а диаметр его постепенно возрастал от 4 см у мундштука до 10 см у раструба. Звук инструмента достигал …

Сицилиана — старинный итальянский танец в характере пастушеской идиллии

СИЦИЛИАНА — старинный итальянский танец в характере пастушеской идиллии (итал. siciliana — сицилийский). Исполнялся плавно, в умеренном темпе. Для музыки этого танца типичны триоли с пунктирным ритмом. Наиболее употребительные размеры 6/8, 9/8, 12/8. В XVII—XVIII вв. сицилиана нередко составляла медленную часть циклической формы (в сонате, сюите, concerto grosso и т. п.), а также использовалась в …

Скрипка — струнный смычковый инструмент

СКРИПКА — струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, а также наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была лира да браччо — многострунный смычковый инструмент с широкой шейкой и грифом, распространенный в западноевропейских странах в XV— XVIII вв. Подобно скрипке, лиру да браччо держали у …

Синфония

СИНФОНИЯ (от греческого syn — вместе и phone — звук) — ансамблево-инструментальное сочинение, первоначально (на рубеже XVI—XVII вв.) — термин для обозначения инструментальных эпизодов в вокально-хоровой или сценической музыке — опере, оратории, кантате, мессе. Так в одну из самых ранних опер («Эвридика» Я. Пери) включена синфония для 3-х флейт. В операх К. Монтеверди развитые оркестровые …

«Страсти» («Пассивны»)

«СТРАСТИ» («Пассивны») — название вокально-драматических произведений (типа оратории) на сюжет преданий о страданиях и смерти Христа (нем. Passion, от латинского passio — страдание). В названиях таких сочинений обычно фигурируют имена летописцев-евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, которым предание приписывает четыре легенды о Христе. Чтение «Страстей господних» было установлено в католической церкви с VIII в. (впоследствии оно …

Саммартини Джованни Баттиста (Sammartini), по прозвищу «Миланец»

САММАРТИНИ (Sammartini) Джованни Баттиста, по прозвищу «Миланец» (около 1700, Милан — 1775, там же) — итальянский композитор. Один из создателей жанра симфонии, предшественник И. Гайдна. Написал около 80 симфоний (первые созданы между 1730—1735 гг.), причем уже в ранних образцах применил последовательность 4-х частей, ставшую вскоре классической. Долгие годы занимался исполнительской (гобоист, органист) и педагогической деятельностью …

Сюита

СЮИТА — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей (по-французски suite — последовательность). Форма сюиты возникла в XVI в. когда были объединены в цикл 2 контрастных по характеру танца: медленная хороводная павана и быстрая, живая гальярда (часто они сочинялись в виде вариаций на одну и ту же тему). Такие сюиты постоянно встречались в сборниках …

Строгий стиль, строгое письмо

СТРОГИЙ СТИЛЬ, строгое письмо — условное название стиля, господствовавшего в хоровой полифонической музыке эпохи Возрождения. Такое определение закрепилось в истории музыки не случайно: основные черты этого стиля отмечены строгой регламентацией ладовых и ритмических норм (преимущественное использование натуральных ладов, ритмическая размеренность движения музыки, интонационная простота мелодики и т. п.).

Страделла Алессандро (Stradella)

СТРАДЕЛЛА (Stradella) Алессандро (1642, Рим — 1682, Генуя) — итальянский композитор, певец и скрипач. Обстоятельства бурной жизни этого знаменитого музыканта XVII в. дали повод к возникновению различных легенд, окружающих его имя. Вместе с тем, отсутствие точных биографических данных превратило Страделлу в героя многочисленных романтических произведений, самое значительное из которых — опера Ф. Флотова «Алессандро Страделла» …

Стамиц Ян (Stamic, Stamitz)

СТАМИЦ (Stamic, Stamitz) Ян (1717, Гавличкув-Брод — 1757, Мангейм) — чешский композитор, скрипач и дирижер. Вошел в историю музыки как руководитель знаменитой в середине XVIII в. Мангеймской инструментальной капеллы, которая под его руководством приобрела славу одного из лучших оркестров Европы. Как композитор Стамиц много сделал для развития формы симфонии (он одним из первых подчеркивал контрастность …