Рубрика «Определения на букву С»

Страдивари, Страдивариус Антонио (Stradivari, Stradivarius)

СТРАДИВАРИ, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио (около 1644, Кремона — 1737, там же) — итальянский скрипичный мастер, ученик Н. Амати. С юных лет до последних дней жизни Страдивари работал в своей мастерской, движимый стремлением довести скрипку до высшего совершенства. Сохранилось свыше 1000 инструментов, созданных великим мастером (лучшие из них изготовлены в 1704—1725 гг.). Они отличаются непревзойденными …

Свободный стиль, свободное письмо

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ, свободное письмо — условное название стиля полифонической музыки, характеризующегося (по сравнению со строгим стилем) свободной в построении мелодии, разнообразными приемами сочетания полифонических голосов, а также безраздельным господством двух ладов — мажора и минора. Вершина свободного стиля в старинной музыке — творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Иногда понятие «свободный стиль» распространяют …

Сегидилья — испанский народный танец

СЕГИДИЛЬЯ — испанский народный танец (название происходит от исп. seguida — ряд, последовательность). Обычно сегидилью танцуют одна или несколько пар, иногда только 2 женщины. Танец исполняется в оживленном темпе, сопровождается пением, игрой на гитаре и кастаньетах; размер 3-дольный, ритмический рисунок капризный. Сегидилья зародилась в давние времена: упоминание о ней встречается уже в литературных трудах XIV …

Сарабанда

САРАБАНДА — танец испанского происхождения, распространенный в XVI—XVII вв. Исполнялся медленно, торжественно; размер 3/4. Некоторые исследователи полагают, что поначалу сарабанда была тесно связана с культовым обиходом (движение по кругу вокруг амвона). По другому предположению, этот танец возник из похоронного обряда: во время погребения присутствующие ходили в скорбном молчании вокруг гроба. На торжественно-обрядовый характер танца указывает …

Серенада — наименование приветственных пьес

СЕРЕНАДА — широко бытовавшее в Италии и Испании наименование приветственных пьес, исполнявшихся обычно в вечерние часы перед домом возлюбленной (название термина происходит от итальянского al sereno — на открытом воздухе). Истоки такого рода серенад — вечерние песни трубадуров. В музыкальной литературе XVII— XVIII вв. серенадами назывались главным образом сюиты для небольшого оркестра (по многим жанровым …

Свелинк Ян Питерс (Sweelinck)

СВЕЛИНК (Sweelinck) Ян Питерс (1562, Девентер — 1621, Амстердам) — нидерландский композитор, органист, педагог. Его многосторонняя и плодотворная деятельность составляет одну из вершин в истории европейского музыкального искусства XVI в. Занимая пост органиста «старой церкви» в Амстердаме, он пользовался международной известностью и славой одного из самых блестящих органистов и авторитетных педагогов. Среди его учеников — …

Салинас Франсиско (Salinas)

САЛИНАС (Salinas) Франсиско (1513, Бургос — 1590, Саламанка) — испанский музыкальный теоретик и органист. После завершения образования в Риме занимал должности органиста в различных городах Испании, затем в Риме, Неаполе; с 1567 г. профессор Саламанского университета. Салинас — автор капитального 7-томного труда «О музыке» («De musica libri VII», 1577). В нем подробно рассматриваются вопросы, связанные …

Старосонатная форма

СТАРОСОНАТНАЯ ФОРМА — музыкальная форма, распространенная на рубеже XVII—XVIII вв. и предшествовавшая появлению сонатной формы (т. е. формы, основанной на сопоставлении и развитии контрастных тем и предоставлявшей обширные возможности для воплощения драматизма в музыке). Старосонатная форма основывалась на сопоставлении 2-х тем, обычно сходных; существенным отличием ее от сонатной было отсутствие разработки; таким образом она состояла …

Спинет

СПИНЕТ (лат. spina — шип, колючка) — небольшой клавесин с одинарными струнами и диапазоном около 4 октав. Форма и конструкция спинетов были разнообразными (самые миниатюрные из них изготавливались нередко в виде небольших шкатулок). Спинеты получили распространение главным образом во Франции.

Сарсуэла

САРСУЭЛА — жанр старинной испанской оперы комедийного характера с разговорными диалогами, пением, танцами. В начале XVII в. музыкальные спектакли такого рода ставились в придворном увеселительном замке Zarzuela близ Мадрида (отсюда — название жанра); постепенно театры для таких постановок создаются и в других городах Испании. Один из первых образцов сарсуэлы — пьеса Лопе де Вега «Лес …