Рубрика «Определения на букву Т»

Титлуз Жан (Titelouze)

ТИТЛУЗ (Titelouze) Жан (1563, Сеномер — 1633, Руан) — французский композитор и органист. Основоположник французской органной школы. С 1588 г. органист руанского кафедрального собора. Среди сочинений Титлуза — мессы, магнификаты, фуги, ричеркары, гимны для органа и др. Le 3e verset, fugué, de l’hymne Urbs Jerusalem — Jehan Titelouze Le Tombeau de Titelouze from St Eustache …

Тенор

ТЕНОР (от латинского tenore — держать) — термин, закрепившийся в средние века за вокальной партией многоголосного сочинения, излагавшей основную мелодию, так называемый cantus firmus (впервые термин «тенор» был применен в XII в. с появлением дисканта). Будучи поначалу нижним голосом, фундаментом изложения, тенор постепенно, с установлением многоголосия в музыкальной практике, попадает в число средних голосов. (Вначале …

Тонадилья

ТОНАДИЛЬЯ (исп. tonadilla — песенка) — музыкальная комедия, широко распространившаяся в Испании середины XVIII в. Прообразом ей послужили небольшие театральные интермедии из комических опер, а музыкальную основу составили танцевального характера песенки, бытовавшие в народе. Наиболее характерные черты тонадилий — несложный по фабуле, порою острозлободневный сюжет и широкое использование народных песенно-танцевальных мелодий. Возникнув как спектакль с …

Темперация

ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями музыкального звукоряда (лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность). В средние века были распространены звуковые музыкальные системы с неравномерной темперацией; в них не было полного равенства между аналогичными интервалами (напр. встречались так называемые «волчьи» квинты, звучание которых явственно отличалось от чистых). Создатели таких систем исходили из известного акустического явления, …

Токката

ТОККАТА — инструментальная пьеса свободной формы, получившая распространение в XVII—XVIII вв. Происхождение токкаты некоторые исследователи связывают с музыкой торжественных шествий и церемоний; первые образцы этого жанра, созданные на рубеже XVI—XVII вв. итальянскими композиторами А. Габриели и К. Меруло, возникли из трубных фанфар, которыми открывались многие средневековые празднества. Такой же характер носит и вступление к опере …

Томкинс Томас (Tomkins)

ТОМКИНС (Tomkins) Томас (1572, Сен-Дэвид — 1656, близ Ворчестера) — английский композитор и органист. Ученик У. Бёрда, Томкинс происходил из семьи потомственных музыкантов, игравших видную роль в музыкальной жизни Англии в XVI — XVII вв. В 1596 г. он был приглашен органистом Ворчестерского собора, где прослужил полвека (до 1646 г.). Получил степень бакалавра музыки в …

Теорба

ТЕОРБА — щипковый инструмент, басовая разновидность лютни. По конструкции напоминает китарроне, однако у теорбы 2 головки (2-я, расположенная выше, предназначена для так называемых бурдонных струн, которые проходят вблизи шейки). Инструмент обычно применялся в качестве басовой опоры инструментальных ансамблей (XVI—XVII вв).

Телеман Георг Филипп (Telemann)

ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп (1681, Магдебург — 1767, Гамбург) — немецкий композитор. Поразительно рано обнаружив музыкальное дарование, Телеман в 12 лет написал оперу (образцом для нее послужили лирические трагедии Ж. Б. Люлли). Успехи его как композитора и исполнителя были столь значительны, что уже в 1704 г. ему предложили должность органиста в Лейпциге. Впоследствии он служил …

Трио-соната

ТРИО-СОНАТА — произведение для трех концертирующих инструментов (обычно 2 скрипок и смычкового баса) в сопровождении клавесина или органа, дублировавшего партию басового инструмента. Партия клавесина (органа) была изложена с помощью цифрованного баса (нижний голос с записанной посредством цифр гармонией). Скрипки в трио-сонате иногда заменялись флейтами или гобоями; порой концертирующее трио состояло из флейты, гобоя, фагота; в …