Ричеркар

РИЧЕРКАР (от итальянского ricercare — искать, отыскивать) — форма инструментальной музыки, распространенная в западноевропейских странах в XVI—XVII вв. Существует предположение, что ранние образцы этой формы представляли собою переложения вокальных мотетов. Обычно ричеркары состояли из нескольких, относительно самостоятельных разделов, следующих друг за другом без перерыва, причем в каждом развивалась полифонически, в виде имитаций, своя тема. В ричеркарах применялись довольно сложные приемы полифонического и вариационного письма (не случайно уже в самом названии подчеркивается изысканность, затейливость переплетения и сочетания различных голосов). Первые ричеркары предназначались для лютни, впоследствии их писали для органа, клавира, а также для инструментального ансамбля.

Крупнейшим мастером ричеркара был Дж. Габриели (1557—1613). Историческое развитие этой формы привело к замене нескольких тем одной и к образованию однотемной фуги, вытеснившей ричеркар. По сути дела, ричеркар Дж. Габриели для органа, написанный в 1595 г., является первой дошедшей до нас фугой. Изредка появляются ричеркары и в XVIII в. (например, у И. С. Баха).

Adblock
detector