Старинная музыка
Старинная музыка
 
На главную Написать письмо
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ
НОВОСТИ

Дискант

ДИСКАНТ (позднелат. discant — пение врозь, расчлененное пение) — одна из наиболее совершенных форм раннего многоголосия (XI—XIII вв.). В отличие от первоначальных образцов органума, где движение голосов было преимущественно параллельным и каждой ноте основного напева (сапtus firmus) соответствовала нота 2-го голоса,— дискант представлял собой более свободную композицию. Основной напев передавался здесь нижнему голосу, (который получил название «тенор» от латинского tenore — держать), а верхний «дискантирующий» голос искусно расцвечивался различными вокальными украшениями, иными словами, был ритмически богаче и гораздо подвижнее основного напева. Показательно, что в 2-голосных произведениях XI — XII вв. собственно дискантом называлась не форма, а лишь верхний голос (отсюда и до сих пор сохранившееся значение термина «дискант» как голоса наиболее высокого, сопранового). Естественно, что в эту эпоху формы органума и дисканта были по существу тождественными. Характернейшими признаками дисканта XI—XIII вв., резко отграничившими его от органума, были противоположное движение голосов и ритмическая их самостоятельность. Таким образом, появление дисканта позволило преодолеть ритмическую аморфность раннего органума и положило начало искусству контрапункта.

Высшего расцвета дискант достиг во Франции XII—XIII вв. (Париж, Шартр, Лимож и др.). Выдающимися мастерами-дискантистами были регенты собора Парижской богоматери Леонин и Перотин, которым приписывается и введение дисканта. Если в творчестве Леонина господствуют 2-голосные образцы, то Перотин, значительно обогатив стиль своего предшественника, создал 3- и 4-голос-ные дисканты, отмеченные мелодической красотой и удивительной для того времени колористической яркостью.

Дискант, как и все иные разновидности раннего многоголосия, был формой вокальной музыки, хотя один из голосов мог исполняться на каком-либо инструменте (чаще всего на органе). В наши дни образцы этого жанра (в основном произведения Леонина и Перотина) звучат обычно в органных концертах.




Другие определения:

РЕКЛАМА

Система Orphus