Concertino
CONCERTINO (итал. — малая концертная группа) — группа солирующих инструментов (большей частью 3 смычковых или 3 духовых), противопоставленная остальной массе оркестра в concerto grosso.
CONCERTINO (итал. — малая концертная группа) — группа солирующих инструментов (большей частью 3 смычковых или 3 духовых), противопоставленная остальной массе оркестра в concerto grosso.
СКАРЛАТТИ (Scarlatti) Джузеппе Доменико (1685, Неаполь — 1757, Мадрид) — итальянский композитор, клавесинист и органист. Первоначальное музыкальное образование получил у своего отца, выдающегося оперного композитора Алессандро Скарлатти, впоследствии занимался под руководством Б. Паскуини и Ф. Гаспарини. Каждая из областей творческой деятельности Скарлатти отмечена блистательными достижениями. Уже в 16 лет он органист королевской капеллы в Неаполе, …
СОЛЬМИЗАЦИЯ — средневековая музыкальная система, изобретенная выдающимся итальянским теоретиком Гвидо д’Ареццо (около 992—1050). Сам термин получил название от звуков соль и ми, которые в этой системе располагались по краям общего звукоряда (от соль большой октавы, обозначавшегося греческой буквой у — гамма, до ми второй октавы). В пределах этого звукоряда умещались 7 гексахордов, т. е. таких …
СКОРДАТУРА (от итальянского scordare — расстраивать музыкальный инструмент) — временная перенастройка струнных музыкальных инструментов, облегчающая исполнение некоторых интервалов, аккордов, а также несколько расширяющая диапазон инструмента (кроме того, при скордатуре возникает возможность в некоторой степени изменить тембр и силу звука инструмента). Широко применялась в сольной скрипичной музыке XVII—XVIII вв. (Дж. Тартини, Г. Бибер и др.).
СОНАТА (от итальянского sonare — звучать) — одна из форм инструментальной музыки (в современном понимании — произведение для одного или 2-х инструментов, написанное в форме сонатного цикла). Термин sonata возник в конце XVI в. для обозначения любого инструментального сочинения, преимущественно ансамблевого, в отличие от вокального — кантаты (от итальянского cantare — петь). В другом филологическом …
CATCH (англ. кэтч — ловить) — жанр английской народно-песенной полифонии, распространенный в XVI—XVII вв. В пьесах такого рода каждый из голосов должен был точно «словить» свою партию, т. е. вступить как бы неожиданно, но вместе с тем четко уловив закономерность полифонического развития формы в целом. Здесь особое значение приобретали приемы имитации. Вместе с тем встречались …
CAROLS (англ. каролз) — рождественские песни, распространенные с XV в. в английском музыкальном быту. Эти песни, своеобразно преломив древние традиции обрядовой музыки, сохраняли мелодическую свежесть, простоту напевов. Исполняли их обычно хором, причем число самостоятельных голосов могло быть различным (обычно не превышало 3-х). Иногда применялось инструментальное сопровождение. Существовали различные типы carols: патриотические, религиозные, лирические, пасторальные и …
CREDO (лат. — верую) — католическое песнопение, один из основных разделов мессы. Обычно этому разделу предшествует Gloria.
CONCERTO GROSSO — виртуозное оркестровое произведение в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов «соревнуется» со всей массой оркестра (итал. concerto grosso — большой концерт). Группа солирующих инструментов называется concertino (итал.— малая концертная группа), вся масса оркестра — ripieno (полный) или tutti (все). Будучи по существу одной из ранних форм симфонической музыки, concerto grosso …
СКАРЛАТТИ (Scarlatti) Алессандро (Пьетро Алессандро Гаспаро) 1660, Палермо — 1725, Неаполь) — итальянский композитор. Учился в Риме у Дж. Кариссими и Б. Паскуини, затем в Неаполе у Ф. Провенцале. В 19-летнем возрасте написал первую оперу («Невинная ошибка»), поставленную в Риме и имевшую значительный успех. Через год (1680) Скарлатти становится капельмейстером бывшей шведской королевы Христины, которая, …