Ария

АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, кантате или оратории, исполняемый певцом с сопровождением оркестра. Для арии, как правило, характерна широкая распевность (одно из основных значений итальянского слова aria — воздух, ветер). Термин «ария» был известен задолго до появления первых оперных произведений: еще в XVI в. во Франции арией часто называли обычную строфическую песню. Столетие спустя этот термин проник в инструментальную музыку, закрепившись за некоторыми пьесами танцевального или песенного характера; такие арии встречались в балетах или балетных представлениях дивертисментного типа. С конца XVII в. инструментальные арии кантиленного, певучего характера нередко составляли часть оркестровой сюиты или concerto grosso. Такова, в частности, знаменитая Ария из Сюиты № 3 И. С. Баха.

Сольная вокальная ария, зародившись в начале XVII в., проделала за полтора столетия значительную эволюцию. В период становления арии (первые оперы флорентийских музыкантов) мелодический стиль ее представлял собой нечто среднее между речитативом и кантиленой. Во 2-й половине XVII в. арии становятся лирическими центрами оперы, обретают широту дыхания, а также четкую композиционную структуру. Вместе с тем, композиторы обычно передавали в них какое-либо одно состояние; не случайно существовали многие виды арий с определенным, одноплановым образным содержанием: характерная, певучая, бравурная, и т. п. Именно в этот период зарождается и так называемая ария da capo (итал. da capo букв, означает — с головы), представляющая собой по форме развернутую 3-частную композицию, в которой III часть является точным повторением I. Ранние образцы арии da capo встречаются еще у К. Монтеверди. С расцветом оперы-сериа получают распространение такие арии da capo, реприза (III ч.) которых отличалась относительной свободой строения; это давало возможность певцам импровизировать, широко демонстрируя свое вокальное мастерство. Ария da capo оказала значительное влияние на развитие многих инструментальных форм, в частности, ее конструктивные признаки нашли отражение в схеме построения начальных частей ранних симфонических циклов. В операх французских и немецких композиторов были широко распространены простые, песенного типа арии, обычно с ритурнелем. Развернутые арии с участием концертирующих инструментов (скрипки, виолончели, флейты, гобоя) нередко встречались в кантатно-ораториальной музыке (пассивны, си-минорная месса, кантаты И. С. Баха, оратории Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана и др.).

Со 2-й половины XVIII в. начинают появляться арии и как самостоятельные вокальные пьесы, предназначенные для исполнения в концерте, (например, концертные арии В. Моцарта, Л. Бетховена).

Adblock
detector