Барокко

БАРОККО (итал. barocco — вычурный, причудливый) — художественный стиль, преобладавший в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII в. Основные эстетические принципы барокко были связаны с дворянской культурой периода расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Обострившиеся противоречия (экономические, политические, социальные) привели передовые умы к осознанию наиболее определяющего фактора этой эпохи — сильно углубившегося конфликта между личностью и обществом. Если в эпоху Возрождения искусство воспевало мощь и красоту человека, утверждало его господствующее место в гармонии Вселенной, то в период перехода от Возрождения к эпохе Просвещения эти идеи уступили место ощущению полнейшей зависимости человека от сложности и несовершенности общественных отношений, мыслям о разъединенности людей, сомнениям, самоанализу. Поэтому главной задачей художники считали отображение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств и переживаний. Так определились основные черты искусства барокко — драматическая патетика, склонность к заостренным контрастам, динамичность, порой преувеличенная экспрессия, смятенность эмоций. И как своеобразная антитеза — уход от насущных проблем, тяготение к фантастике, пышности, а нередко к преувеличенной декоративности. Отсюда — различные идейно-художественные тенденции, разграничившие искусство барокко на две категории: с одной стороны, — стремление отразить многообразие эпохи, ее коренные противоречия, сложный мир человеческих страстей; с другой — тяга к роскоши, парадности, отход от высоких гуманистических идеалов Возрождения. Так образуются два направления внутри искусства: реалистическое, отразившее устремления передовой части общества, и академическое, «пышно декоративное», тесно связанное с идеологией дворянских и клерикальных кругов.

Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей, художников, архитекторов, создавших поистине классические творения. Однако ни одно из искусств того периода не могло сравниться с музыкой по дерзновенной силе и глубинному новаторству. Стремление к синтезу искусств, выразившееся в зарождении и развитии оперного жанра (а также жанров духовной оратории и кантаты), и вместе с тем интенсивное развитие инструментальной музыки (фуга, concerto grosso, сюита, ансамблевая и сольная сонаты),— все это свидетельствовало о начале новой эпохи в истории музыкального искусства, когда типичным становится взаимовлияние и переплетение принципов полифонического и гомофонно-гармонического письма. Эпоха музыкального барокко отмечена к тому же такими выдающимися по историческому значению факторами, как утверждение генерал-баса, кристаллизация мажоро-минорной системы и воздействие многообразных форм декламации на строение мелодии.

Барочные черты ярче всего проявились в музыкальном искусстве Италии (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, многие оперные композиторы XVII— начала XVIII вв.) и Германии (Р. Кейзер, Д. Букстехуде, И. Кунау). Во Франции в это же время сложился классицизм (Ж. Б. Люлли). Параллельно развивались и иные стили (на рубеже XVI—XVII вв.— маньеризм, в начале XVIII в.— галантный стиль и т. д.). Вместе с тем некоторые выдающиеся явления этой эпохи не вмещались в рамки барокко (равно как и любого другого художественного стиля): здесь в первую очередь надо сказать о творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя; во многом это относится к музыке К. Монтеверди, Г. Шютца, Г. Пёрселла, А. Вивальди, А. Корелли и некоторых других мастеров XVII — 1-й половины XVIII вв.

Adblock
detector