Черногорский Богуслав Матей (Cernohorsky, Czernohorsky)

ЧЕРНОГОРСКИЙ (Cernohorsky, Czernohorsky) Богуслав Матей (1684, Нимбург — 1742, Грац) — чешский композитор, органист и педагог. Большую часть жизни провел вдали от Родины. Будучи монахом-францисканцем, долгие годы жил в Италии. Хормейстер в Падуе, затем органист в Ассизи, Черногорский повсюду пользовался славой выдающегося педагога (одним из его учеников в Италии был Дж. Тартини). По возвращении в Прагу (1735), Черногорский руководил капеллами при крупнейших пражских церквах, выступал как органист, создал много вокальных и инструментальных композиций. К сожалению, немалая часть его произведений погибла при пожаре монастыря миноритов в Праге (1754). Но и уцелевшее наследие Черногорского (органные прелюдии и фуги, 4-голосный офферторий, мотеты и др.) позволяют говорить о нем, как об одном из крупнейших композиторов своего времени. Отдавая дань его уникальному контрапунктическому мастерству, немецкие музыковеды называли его «богемским Бахом». Хотя композитор прямо не цитирует в своих сочинениях народные напевы, его по праву считают «отцом чешской музыки». ЧЕСТИ (Cesti) Марко Антонио (настоящее имя Пьетро) (1623, Ареццо — 1669, Флоренция) — итальянский композитор. В юности монах-францисканец, Чести сделал в дальнейшем карьеру сугубо светского оперного композитора. Он был, по-видимому, учеником Дж. Кариссими в Риме (1640—1645 гг.). Позднее служил капельмейстером во Флоренции (с 1646 г.), придворным музыкантом в Инсбруке (с 1653 г.), певчим папской капеллы (с 1660 г.), в 1660—1668 гг. вице-капельмейстером при дворе в Вене, затем возвратился во Флоренцию.

Из множества опер (свыше 100), написанных Чести, сохранилось лишь несколько (помимо опер, он обращался к кантате, мадригалу, песне). Но и они позволяют сделать вывод о том, что Чести — одна из ключевых фигур в эволюции итальянской оперы XVII в. Любопытно, что, с одной стороны, Чести переносит стиль кантат своего учителя Кариссими в оперу, приближая ее к театрализованному концерту; с другой стороны, обладая драматическим чутьем, вводит сценические эффекты в кантату. Оперы Чести имели шумный успех в европейских столицах: «Оронтея» (1649) — в Венеции, «Дори» (1661) — во Флоренции, затем повсюду в Европе, «Золотое яблоко» (1667) — в Вене. Широкое применение 3-частной арии и инструментальных ритурнелей в вокальных номерах, чередование речитатива и ариозного пения в операх Чести дают основание считать его одним из предшественников неаполитанской оперной школы.