ФАГОТ (итал. fagotto — вязанка, связка) — низкий по звучанию деревянный духовой инструмент, изобретенный в 1-й половине XVI в. Непосредственными предшественниками фагота явились бомбарды и поммеры. Музыкальные мастера, стремясь усовершенствовать громоздкую бомбарду, по-видимому не надеялись создать при этом новый инструмент. Однако когда длинную трубку бомбарды сложили пополам, получив тем самым U-образный деревянный канал, то звук инструмента резко изменился: он стал ровным, мягким, нежным. Так появился дольчиан (итал. dolce — нежный) — ранний тип фагота (слово «фагот» возникло лишь в конце XVI в).
Дальнейшее усовершенствование бомбард и поммеров привело к образованию целого семейства фаготов. Современному типу инструмента соответствовал так называемый хорист-фагот (применялся при сопровождении церковного пения). Низкозвучащие инструменты назывались доппель-фагот и контрафагот, инструменты высокого регистра — тенор-фагот и октав-фагот. Существовала также особая разновидность фагота — ракет. Показательно, что на протяжении XVI—XVII вв. фагот и его многочисленные разновидности использовались наряду с бомбардами и поммерами. Постепенно из всей этой многочисленной группы, кроме современного фагота, в оркестровой практике утвердился лишь контрафагот.
К середине XVIII в. фагот имел уже 4 клапана. Форма его трости была близка к гобойной. Тембр отличался густотой, наполненностью и вместе с тем мягкостью, певучестью. К этому времени композиторы разных национальных школ широко используют выразительные возможности инструмента: перу А. Вивальди принадлежат 38 концертов для фагота (из них наиболее известный — ре-минорный); фагот часто встречается в ансамблевых сочинениях И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др.
Постоянно совершенствуемый, фагот приобрел в наши дни значение одного из ведущих инструментов в симфоническом оркестре и камерных ансамблях.