КЛАССИЦИЗМ — художественное течение в культуре европейских стран XVII—XVIII вв. Представители классицизма стремились к созданию ясных и гармоничных по форме, возвышенно-благородных героических произведений, опирающихся на сюжеты и лучшие образцы античного искусства. Наиболее законченное воплощение классицизм получил во французской литературе и искусстве XVII в. В эту эпоху переживали период блистательного подъема не только французский драматический театр (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедия Ж. Б. Мольера), но и поэзия (Н. Буало), живопись (Н. Пуссен, К. Лоррен), архитектура (К. Перро). Основные принципы французского классицизма, утверждавшего большое значение борьбы с национальной раздробленностью, воспевавшего идеи патриотизма, общественного долга,— оказали огромное влияние на художественную культуру многих европейских стран. Вместе с тем, условность и некоторый схематизм в обрисовке характеров, ситуаций, а также крепкая связь с придворными кругами абсолютистской Франции определили ограниченность классицизма. В музыке XVII в. это направление получило наиболее яркое воплощение в лирической трагедии (Ж. Б. Люлли) и итальянской опере-сериа.
В XVIII в. крупнейшим представителем музыкального классицизма стал выдающийся австрийский композитор, К. В. Глюк. Он осуществил реформу оперы, устранив присущие придворным музыкальным спектаклям XVII в. пышность постановок, бессодержательную вокальную виртуозность и т. п. Оперы Глюка, превратившиеся в подлинные музыкальные трагедии, воспевали высокие гражданские идеалы, нравственную чистоту, стойкость. По стилистическим чертам и по идейной направленности к классицизму примыкает творчество композиторов венской классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен).