Лютня

ЛЮТНЯ — струнный щипковый инструмент, широко распространенный в Европе в XV—XVII вв. Происхождение лютни относится к глубокой древности. Она была известна за 2000 лет до н. э. Ею пользовались египтяне, персы, ассирийцы, греки, римляне. В VIII в., во время нашествия мавров, лютня проникла в Испанию и вскоре стала популярной в Италии, Франции, Германии и других европейских странах. Наряду с органом, который утвердился в музыкальной жизни Европы как типично церковный инструмент, лютня была столь же незаменима в качестве атрибута светского музицирования. Особую роль она приобрела в эпоху Возрождения, заняв в музыкальном быту такое же место, какое ныне занимает рояль. В те времена лютню справедливо наименовали царицей инструментов, а на полотнах художников Ренессанса лютнисты фигурировали постоянно. Первые смычковые и клавишные инструменты появились позже лютни и во многом уступали ей. Однако уже в XVIII в. лютня начала терять свое ведущее положение: на первый план выдвинулось фортепиано и инструменты скрипичного семейства. Вместе с тем, блестящая история лютни позволила видному чешскому исследователю А. Модру назвать ее инструментом «самым важным и самым интересным в музыкально-историческом отношении».

По внешнему виду лютня несколько напоминала мандолину. Наиболее типичные признаки ее конструкции — овальный, выпуклый корпус (в виде продольно разрезанной груши), а также короткая и широкая шейка, резко отогнутая назад. Лютня XVI в. имела 5—7 парных струн и одну одинарную (ее называли «певуньей»). Позднее число струн у лютни увеличилось (до 2-х десятков и более). Настройка была разнообразной, но чаще всего каждая струна звучала на кварту или квинту выше (или ниже) соседней. Настраивая инструмент, музыкант ориентировался главным образом на особенности исполняемого произведения. Играли на лютне преимущественно пальцами, иногда — при помощи плектра. Тембр инструмента мягкий, нежный, во многом ассоциировался со звучанием арфы, клавесина, мандолины и особенно — гитары. Запись лютневых произведений производилась в основном при помощи табулатур. Лютня служила главным образом для аккомпанемента. Вместе с тем, ее нередко использовали как сольный инструмент, а также в составе различных инструментальных ансамблей. В XVI—XVII вв. получили распространение басовые разновидности лютни — теорба и китарроне.

Старинное лютневое искусство богато именами выдающихся исполнителей и композиторов. В числе крупнейших лютнистов XV—XVII вв. — итальянцы Франческо да Милано (широчайшей известностью пользовались его «Семь книг для лютни») и Винченцо Галилей; немецкие музыканты братья Ганс и Мельхиор Найзидлеры; французы Жан Антуан Байф и Дени Готье, англичанин Джон Дауленд, поляк Войцех Длугорай, венгр Валентинус Бакфарк и др. Почти все они написали множество лютневых пьес (среди них — интрады, прелюдии, гальярды, а также танцевальные сюиты). Для лютни сочиняли такие выдающиеся композиторы XVIII в., как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, И. Гайдн.

В наши дни в связи с изучением старинной музыки возродился интерес и к лютне.

Adblock
detector