Маренцио Лука (Marenzio)

МАРЕНЦИО (Marenzio) Лука (1553, Коккальо, близ Бреши — 1599, Рим) — итальянский композитор. Учился у органиста Д. Контини. С конца 70-х гг. руководил придворными капеллами Рима (в т. ч. капеллой кардинала д’Эсте); после двух лет службы при польском дворе (1596—98) получил должность органиста папской капеллы.

Маренцио — один из наиболее выдающихся мастеров мадригального жанра. Всего им создано более 600 мадригалов, в которых широко использованы тексты Тассо, Данте, Петрарки, Ариосто. Написанные для 4-, 5-, или 6-голосного хора, мадригалы Маренцио представляют собой вдохновенные лирические поэмы, отмеченные непринужденностью изложения, рельефностью мелодического рисунка и тонким гармоническим колоритом. Большинство их посвящено любовной теме (певец мечтательной и поэтичной любви, Маренцио, согласно преданию, преждевременно угас из-за несчастной любви). В мадригалах Маренцио достигнуто органическое единство всех элементов, составляющих музыкальную ткань произведения. Пластичность развертывания формы сочетается здесь со свежестью модуляционных оборотов, выразительной фразировкой. Тонко, непринужденно композитор осуществляет переход от одной манеры изложения к другой (от полифонии — к аккордике, от диатоники — к хроматике). Мадригалы Маренцио пользовались широчайшей известностью не только на родине композитора, но также во Франции и в Англии. «Сладчайшим лебедем Италии» называли его современники. Значение мадригалов Маренцио велико еще и потому, что с одной стороны, они проложили путь к опере (известно, что композитор сотрудничал с флорентийскими музыкантами в создании интермедии как раз накануне возникновения первых опер), с другой — они подготовили переход к новым формам сольной вокальной лирики XVII в. Кроме мадригалов, перу Маренцио принадлежат вилланеллы, канцонетты, мотеты, антифоны и другие произведения.

Adblock
detector