МЕЙСТЕРЗИНГЕР (нем. Meister — мастер и Singer — певец) — поэт и певец из среды немецких цеховых ремесленников XIV—XVI вв. Мейстерзингеры не были, как правило, музыкантами-профессионалами. Зажиточные бюргеры, цеховые мастера (оружейники, башмачники, портные, стекольщики и т. п.), они объединялись в своего рода общины (школы); вступавшие в такие объединения должны были показать исчерпывающее знание огромного количества правил и крепкую «ремесленную» выучку. Успешно занимавшийся ученик становился подмастерьем, затем мастером (это звание получал музыкант, прошедший все учебные испытания и создавший напев на собственный текст). Искусство мейстерзанга было цехово-замкнутым, в каждом объединении строго соблюдались особые законы, обычаи и порядки; музыкантам воспрещалось печатать свои напевы и распространять их. В XIV—XV вв. художественная продукция меистерзанга ограничивалась сугубо религиозными темами, и только в XVI в. стало возможным расширение и обогащение тематики. Однако содержанием музыкально-поэтического творчества мейстерзингеров продолжала оставаться идеализированная поэтизация бюргерского жизненного уклада, а также прославление своего искусства и профессионального мастерства.
Своеобразно продолжившее традиции миннезанга XIII—XIV вв., искусство мейстерзингеров предопределило расцвет музыкального быта таких немецких городов, как Нюрнберг, Мюнхен, Майнц, Аугсбург, и выдвинуло крупных музыкантов. Среди них особенно известен Ганс Сакс (1494— 1576), создавший более 4000 песен и поэтических сочинений. Из числа видных мейстерзингеров следует упомянуть также Ганса Фольца, Адама Пушмана, Ганса Фогеля. Искусство немецких мастеров-музыкантов XVI в., со всеми его достоинствами и противоречиями, послужило темой одной из лучших опер Р. Вагнера — «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1868).