Рубрика «Определения на букву Д»

Диминуция

ДИМИНУЦИЯ (от латинского diminutio — уменьшение) — уменьшение длительности нот (главным образом наполовину), нередко применявшееся в мензуральной нотации. Обозначалось обычно вертикальной чертой, которая проводилась через знак или цифру, указывавшие музыкальный размер (подобно обозначению alia breve). В XVI—XVIII вв. диминуцией называли способ имитации в полифонической музыке, когда в одном из проведений темы (в фуге, каноне и …

Де Кавальёри Эмилио (Cavalieri)

де КАВАЛЬЁРИ (Cavalieri) Эмилио (около 1550, Рим — 1602, там же) — итальянский композитор. В течение многих лет был главным управителем герцога Тосканы «по части искусств, костюмов, празднеств, театра». Значительную роль в зарождении оперы сыграли его музыкальные пасторали «Сатир» и «Отчаяние Филена» (1590). В них Кавальери, стремясь возродить стиль античной музыки, применил речитативный стиль пения, …

Де Машо Гийом (Machaut, Machault)

де МАШО (Machaut, Machault) Гийом (около 1300, вероятно в Машо, Арденны — 1377, Реймс) — французский композитор, поэт, трувер. Крупнейший представитель музыкального искусства эпохи раннего Возрождения (Ars nova). В юные годы Машо знакомится со многими европейскими странами, их бытом, культурой; более 20 лет находясь на службе у герцога Иоанна Люксембургского, он вместе с его свитой …

Де Сермизи Клод (Sermisy)

де СЕРМИЗИ (Sermisy) Клод (около 1490, Париж (?) — 1562, там же) — французский композитор. В 1508— 1553 гг. служил в королевской капелле, сначала певчим, затем регентом, с 1547 г. — руководителем. Среди сочинений Сермизи — 4-голосные мессы, мотеты, ламентации, магнификат и другие духовные композиции. Однако центральное место в его наследии занимают шансон (св. 200). …

Де Кабесон Антонио (C’abezon)

де КАБЕСОН (C’abezon) Антонио (около 1510, Кастрохерис, близ Бургоса — 1566, Мадрид) — испанский композитор, органист и клавесинист. Был слепым от рождения. Долгие годы служил придворным музыкантом Филиппа II и сопровождал его во всех путешествиях. Выступая во многих европейских странах, снискал славу одного из выдающихся музыкантов XVI в. Его пребывание в Англии (1554) вызвало подъем …

Де Монте, Монс Филипп (Monte, Mons)

де МОНТЕ, Монс (Monte, Mons) Филипп (1521, Мехельн — 1603, Прага) — нидерландский композитор. О его юных годах почти ничего неизвестно. По-видимому, около 1540 г. он переехал в Италию. В 1552—1554 гг. жил в Неаполе, где встречался и дружил с О. Лассо. К 1555 г. относится кратковременное пребывание Монте в Англии, куда он был приглашен …

Де Ларю Пьер (Larue, de la Rue)

де ЛАРЮ (Larue, de la Rue) Пьер (около 1460, Турне — 1518, Куртре) — нидерландский композитор. Ученик Й. Окегема. В течение многих лет служил певчим при Бургундском дворе. Современник Жоскена Депре, он тем не менее должен быть причислен к так называемой «второй нидерландской школе». Подобно своему учителю, Й. Окегему, де Ларю вошел в историю как …

Де Роре (Rore) Киприан (Чиприано)

де POPE (Rore) Киприан (Чиприано) (1516, Мехельн — 1565, Парма) — нидерландский композитор. О начальном периоде его деятельности сведений не сохранилось. Известно, что в 1542—1546 гг. он служил певчим в Венеции; в 1547 г. получил место придворного капельмейстера в Ферраре; с 1561 г., вернувшись из поездки в Антверпен, занял аналогичный пост в Парме. После смерти …

Дель Энсина (настоящая фамилия Де Фермоселье; De Fermoselle) Хуан

дель ЭНСИНА (Encina, Enzina; настоящая фамилия де Фермоселье; de Fermoselle) Хуан (1468, Саламанка — 1529, Леон) — испанский композитор и поэт. В молодые годы был певчим в саламанкском соборе. В 90-х гг. XV в. служил придворным поэтом у герцога Альбы. Впоследствии занимал ряд видных церковных должностей в Риме, Малаге, Леоне. Энсина — наиболее видный испанский …