Рубрика «Определения на букву Ф»

Фрескобальди Джироламо (Frescobaldi)

ФРЕСКОБАЛЬДИ (Frescobaldi) Джироламо (1583, Феррара — 1643, Рим) — итальянский композитор, органист, педагог. Слава и успех с детства сопутствовали Фрескобальди. Еще ребенком его возили по городам Италии, в юности он побывал в Нидерландах. Рим, Мантуя, Флоренция восхищались искусством блестящего органиста и чембалиста, непревзойденного импровизатора. Деятельность Фрескобальди протекала в Риме, где он с 1608 г. с …

Фолия

ФОЛИЯ (португ. folia — бесшабашное веселье) — старинный португало-испанский танец-песня, известный с XIV в. Исполнение фолии отличалось страстностью, ярким эмоциональным накалом. По композиционному строению и темпу фолия во многом сближается с сарабандой и чаконой. Размер танца 3-дольный, ритмический рисунок гибкий, подвижный. Со 2-й половины XVII в. фолия выходит за пределы Пиренейского полуострова. Особенно большую популярность …

Фроттола — жанр итальянской многоголосной песни

ФРОТТОЛА (от ит. frotta — толпа, смесь) — один из жанров итальянской многоголосной песни, непосредственно предшествовавший расцвету мадригала. Зародившись на флорентийских карнавальных празднествах, фроттолы получили наиболее широкое распространение в конце XV — начале XVI вв. Типичные черты фроттол — непринужденный, жизнерадостный характер, ясная композиционная структура, преобладание танцевальной ритмики. Обычный склад их 4-голосный, причем верхний голос …

Фуга

ФУГА (от латинского fuga — бег, бегство) — многоголосное полифоническое произведение (обычно однотемное), основанное на поочередном изложении и развитии темы в разных голосах. По строению фуга делится на 2 основных раздела. В первом — экспозиции, тема проводится поочередно во всех голосах (в зависимости от их количества фуги бывают 2-, 3-голосные и т. д.); вторая часть …

Франческо да Милано (Francesco da Milano)

ФРАНЧЕСКО да МИЛАНО (Francesco da Milano) (1497, ? — 1543, ?) — итальянский лютнист и композитор. Выдающийся исполнитель-виртуоз, Франческо да Милано был прозван современниками «божественным». В 1510—1535 гг. служил придворным лютнистом в Мантуе и Флоренции, где пользовался высоким авторитетом и огромной популярностью. Автор многочисленных пьес для лютни — интрад, прелюдий, гальярд и т. д., объединенных …

Фробергер иоганн якоб (froberger)

ФРОБЕРГЕР (Froberger) Иоганн Якоб (1616, Штутгарт — 1667, Эрикур, Франция) — немецкий композитор и органист. В течение 20 лет периодически занимал должность придворного органиста в Вене (1637, 1641—1645, 1653—1657). Ученик знаменитого Дж. Фрескобальди, он выделяется среди ведущих композиторов южногерманской школы XVII в. и как исполнитель-виртуоз. Концертная деятельность Фробергера протекала во многих городах Европы. С 1645 …

Финк Генрих (Finck)

ФИНК (Finck) Генрих (около 1444, Бамберг — 1527, Вена) — немецкий композитор. Учился в Кракове, пел в хоре мальчиков. До 1509 г. был членом Краковской придворной капеллы. Служил при дворах трех польских королей. В 1510—1513 гг. Финк — придворный капельмейстер в Штутгарте, затем в Аугсбурге, с 1520 г.— композитор Зальцбургской соборной капеллы, в 1525—1526 гг. …

Форлана — старинный итальянский народный танец

ФОРЛАНА (итал. furlana, от friulana, буквально — из области Фриули) — старинный итальянский народный танец. По характеру и композиционной структуре напоминает жигу, но отличается от нее несколько более умеренным (хотя и достаточно живым) темпом; размер 3/4 или 6/8. В XVII в. форлана была особенно популярна среди гондольеров Венеции.

Фобурдон — вид аккордового многоголосия

ФОБУРДОН (франц. faux-bourdon, буквально — ложный бас) — один из наиболее ранних видов аккордового многоголосия. Обозначаемый в нотном письме параллельным движением трезвучий, фобурдон в действительности основывался на параллельном движении секстаккордов (терций и секст), ибо нижний голос трезвучия (бас) звучал обычно октавой выше (отсюда и название — ложный бас). Нередко этот голос включал и другие (чаще …