Синфония

СИНФОНИЯ (от греческого syn — вместе и phone — звук) — ансамблево-инструментальное сочинение, первоначально (на рубеже XVI—XVII вв.) — термин для обозначения инструментальных эпизодов в вокально-хоровой или сценической музыке — опере, оратории, кантате, мессе. Так в одну из самых ранних опер («Эвридика» Я. Пери) включена синфония для 3-х флейт. В операх К. Монтеверди развитые оркестровые номера обозначены как синфонии. Постепенно этот термин закрепился за вступительными разделами сочинения; таким образом, к середине XVII в. синфония стала синонимом увертюры. Как известно, в это время культивировались 2 типа увертюры. Французская, создателем которой явился Ж. Б. Люлли, состояла из 3 разделов: вступительного Grave, центрального Allegro и медленного, торжественного заключения. Иногда увертюры Люлли приобретали иной облик: они ограничивались последованием 2-х разделов — величественно-спокойного вступления и оживленного фугированного allegro. Итальянская увертюра чаще всего строилась по схеме: быстро — медленно — быстро. Однако крупнейший оперный композитор Италии XVII в. А. Скарлатти в своих увертюрах, названных им «Синфониями перед оперой», следовал скорее французским образцам. Его «синфония перед оперой» «Флавио Куниберто» открывается разделом Grave, построенном на канонических имитациях, проводимых в разных тональностях, — затем следует Allegro, а за ним — менуэт в умеренном темпе. Развиваясь в непосредственной связи с оперой, синфония вобрала яркость и театральность оперного тематизма, передав впоследствии эти качества классической симфонии.

В XVIII в. синфония становится самостоятельным оркестровым произведением, которое чаще называется увертюрой. В это же время названия «синфония» и «увертюра» становятся синонимическими обозначениями оркестровой сюиты. В таком качестве они встречаются в творчестве И. С. Баха. Он также называл синфониями 3-го-лосные клавирные инвенции, видимо употребляя это слово в его исконном значении. В XVIII в. синфония испытывает сильное влияние развивающейся клавирной сонаты, превращаясь постепенно в сонату для оркестра. Становление классической симфонии связано с деятельностью Мангеймской школы (Я. Стамиц, Ф. Рихтер, К. Канабих и др.). В Симфониях Д. Саммартини, Я. Стамица, созданных в 30—40-х гг. XVIII в., утвердился 4-частный симфонический цикл — сонатное allegro, медленная лирическая часть, менуэт, быстрый финал. Дальнейшее развитие симфонии определяется композиторами венской классической школы — Гайдном, Моцартом, Бетховеном, в творчестве которых симфония становится важнейшим музыкальным жанром.

Adblock
detector