Темперация

ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями музыкального звукоряда (лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность). В средние века были распространены звуковые музыкальные системы с неравномерной темперацией; в них не было полного равенства между аналогичными интервалами (напр. встречались так называемые «волчьи» квинты, звучание которых явственно отличалось от чистых). Создатели таких систем исходили из известного акустического явления, которое обнаруживается при извлечении звука, когда, кроме колебания струны или столба воздуха в целом, происходит как бы их «деление» на отдельные звучащие отрезки (находящиеся между собой в простейших числовых соотношениях). Однако получаемый таким образом звукоряд оказывался чрезвычайно «пестрым», ибо не достигалось строгого равенства всех 12 полутонов в каждой октаве. Многие музыканты предлагали различные «рецепты» неполной (частичной) темперации, пытаясь сохранить «натуральность» строя хотя бы в нескольких тональностях, т.е. придерживаться «натурального» деления струны или столба воздуха. Искания многих теоретиков (главным образом А., Веркмейстера) позволили И. С. Баху утвердить в своих сочинениях — особенно в знаменитом «Хорошо темперированном клавире» — коренную реформу музыкальной системы. Поскольку 12 акустически чистых квинт, взятых подряд, незначительно превышают диапазон в 7 октав, то величину каждой квинты предлагалось несколько уменьшить; при этом все полутона становились равными между собой во всех октавах. Такой строй, получивший название равномерно-темперированного, сохраняя чистоту применяемых гармоний, давал возможность свободно совершать модуляции в любые тональности. Хотя в равномерно-темперированном строе некоторые звуки стали несколько выше (или ниже) соответствующих «натуральных», это практически оказалось несущественным. Огромное .преимущества и универсальность такого строя завоевали признание музыкантов, и он остается господствующим в европейской профессиональной музыке.

Adblock
detector