Трио-соната

ТРИО-СОНАТА — произведение для трех концертирующих инструментов (обычно 2 скрипок и смычкового баса) в сопровождении клавесина или органа, дублировавшего партию басового инструмента. Партия клавесина (органа) была изложена с помощью цифрованного баса (нижний голос с записанной посредством цифр гармонией). Скрипки в трио-сонате иногда заменялись флейтами или гобоями; порой концертирующее трио состояло из флейты, гобоя, фагота; в качестве басового инструмента в трио нередко использовали виолончель или фагот. Трио-сонаты были распространены в XVII — XVIII вв. (первые их образцы, появившиеся в 1613 г., принадлежали итальянскому композитору Саломоне Росси). Существовали 2 разновидности трио-сонат — церковная (sonata da chiesa) и камерная (sonata da camera). Церковная трио-соната, первоначально предназначавшаяся для исполнения в церкви, отличалась более торжественным, величественным характером, значительной ролью в цикле медленных частей, а главное — обязательным участием органа. Она состояла, как правило из 4 частей: медленного вступления, фугообразного allegro, напевного adagio и оживленного, полифонически развитого финала. Вместе с тем, количество частей и их последовательность (равно как и состав ансамбля) часто подвергались изменениям. Камерная трио-соната, исполнявшаяся обычно в домашних условиях, представляла собою по существу традиционную для той поры танцевальную сюиту. Костяк ее составляли аллеманда, куранта, сарабанда, жига; иногда какой-либо из этих танцев опускался и его место занимал другой; порою нарушалась последовательность частей; характерной же особенностью камерной трио-сонаты было наличие вступительной пьесы (типа прелюдии). Классические образцы трио-сонат создали А. Корелли, Г. Пёрселл, И. С. Бах и Г. Ф. Гендель.

Добавить комментарий

Adblock
detector