Старинная музыка
Старинная музыка
 
На главную Написать письмо
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ
НОВОСТИ

Канцона

КАНЦОНА (от итальянского canzona — песня) — в эпоху Возрождения многоголосная вокальная пьеса, близкая по характеру народной песне. С конца XVI в. появляются инструментальные канцоны, поначалу как переложения вокальных. В отличие от последних они обозначались: canzona per sona'r (т. е. канцона для инструментальной игры). Это были сочинения имитационно-полифонического склада, предназначавшиеся для клавира, органа или инструментального ансамбля. По сравнению с ричеркаром фактура этих пьес больше приближалась к гомофонной. Кроме того, для них был характерен упругий, порой танцевальный ритм, частое использование приемов вариационного изложения. В XVII в. к жанру органной канцоны особенно охотно обращались Дж. Фрескобальди и его ученик И. Я. Фробергер. Если в ранних образцах инструментальных канцон основной тематический материал (чаще всего сосредоточенный в каком-либо одном голосе) не исключал, а даже скорее предполагал наличие контрастных построений в других голосах, то со временем внутреннее строение канцоны меняется. Единый на протяжении всей пьесы тематизм, четкий тональный план и ярко выраженное имитационное развитие сближают канцону (так же, как ричеркар) с фугой.

Название «канцона» сохранилось и в музыке гомофонно-гармонического стиля. Здесь оно проделало тот же путь, что и в предшествующий период: поначалу канцоной называли лирическую вокальную пьесу (теперь уже одноголосную), а впоследствии, с XIX в. — инструментальную пьесу с певучей, «песенной» мелодией.



Опубликовать в Facebook

Другие определения на букву «К»:

Канцонетта
Капелла
Капельмейстер
Каприччио, каприччо
Кариссими Джакомо (Carissimi)
Кассация
Качча, каччия
Каччини Джулио (Caccini), по прозвищу Джулио Романо
Каччини Франческа (Caccini), по прозвищу Ла Чеккина
Кейзер Рейнхард (Keiser)
РЕКЛАМА

Система Orphus