Рубрика «Определения на букву Б»

Бонончини (Bononcini) Антонио Мария

БОНОНЧИНИ (Bononcini) Антонио Мария (1677, Модена — 1726, там же) — итальянский композитор и скрипач. Музыкальное образование получил в Болонье у Дж. П. Колонны. В 1704—1711 гг. находился на придворной службе в Вене, позже преподавал музыку в Риме. С 1716 г. вновь поселяется в Модене (дирижер театрального оркестра, придворный капельмейстер). Бонончини — один из видных …

Бонончини (Bononcini) Джованни Мария

БОНОНЧИНИ (Bononcini) Джованни Мария (1642, Модена — 1678, там же) — итальянский композитор и теоретик. В 70-х гг. работал скрипачом и капельмейстером в родном городе, возглавлял Моденскую музыкальную академию. Как композитор Бонончини — один из крупнейших представителей моденской инструментальной школы; среди его произведений — камерные и церковные сонаты, кантаты, 5-голосные мадригалы. Его перу принадлежит также …

Бонончини (Bononcini) Антонио Мария

БОНОНЧИНИ (Bononcini) Антонио Мария (1677, Модена — 1726, там же) — итальянский композитор и скрипач. Музыкальное образование получил в Болонье у Дж. П. Колонны. В 1704—1711 гг. находился на придворной службе в Вене, позже преподавал музыку в Риме. С 1716 г. вновь поселяется в Модене (дирижер театрального оркестра, придворный капельмейстер). Бонончини — один из видных …

Бakфaрk (Bakfark) Валентинус

БAKФAPK (Bakfark) Валентинус (1507, Кронштадт, ныне Брашов — 1576, Падуя — венгерский лютнист и композитор. Работал в Австрии, Франции, Италии. В 1549—66 гг. служил придворным музыкантом у польских королей в Кракове. Бакфарк считался непревзойденным исполнителем-лютнистом своего времени (в Польше даже сложилась поговорка: «после Бакфарка не каждый возьмется за лютню»). Для лютни им написано множество пьес, …

Буквенная нотация

БУКВЕННАЯ НОТАЦИЯ (буквенное обозначение звуков) — один из наиболее древних способов записи музыки. Буквенная система была известна еще в Древней Греции. Самый низкий из применявшихся звуков обозначался буквой А, следующие за ним звуки — буквами В, С и далее в порядке латинского алфавита. В средние века была введена слоговая система: ut (в XVII в. заменено …

Брумель

БРУМЕЛЬ (Brumel) Антуан (около 1460, ? — ок. 1520, ?) — франко-фламандский композитор, ученик Й. Окегема. В 1498—1500 гг. руководитель хора мальчиков собора Парижской богоматери, с 1505 г. придворный композитор герцога Феррары Альфонса I. Объем творческого наследия Брумеля не выявлен еще достаточно точно. Ему приписываются 12 4-голосных месс (5 из них опубликованы в 1503 г. …

Бадинера

БАДИНЕРА (франц. badinerie — шутка, шалость) — инструментальная пьеса, распространенная главным образом в XVIII в. и близкая по характеру к скерцо. Чаще всего бадинера составляла финальную часть небольшого цикла или развернутой сюиты. Отличительные ее признаки — быстрый темп, 2-дольный размер, прозрачная фактура. Пьесы такого рода встречаются у И. С. Баха (финал си-минорной сюиты), Г. Ф. …

Бранль

БРАНЛЬ (франц. branle — хоровод) — старинный французский народный танец, особенно популярный в XV— XVI вв. Для бранля характерны порывистые движения, умеренно быстрый темп, а также сочетание пляски с пением. Зародившись в народной среде, бранль впоследствии вошел в число придворных танцев и характер его движений стал более плавным, спокойным, размеренным. Помимо Франции, бранли были распространены …

Багатель

БАГАТЕЛЬ (франц. bagatelle, букв — безделица) — небольшая инструментальная пьеса, технически несложная и простая по содержанию. Впервые это название встречается у Ф. Куперена («Les bagatelles»). В XIX—XX вв. получают распространение фортепианные багатели (Л. Бетховен, А. Дворжак, А. Лядов, Б. Барток, А. Веберн и др.).

Бас

БАС (итал. basso — низкий) — самая низкая партия многоголосного музыкального произведения, а также самый низкий звук в аккорде («басовая опора»). В современном музыкальном словаре термин «бас» применяют в первую очередь по отношению к самому низкому по звучанию мужскому голосу.