Рубрика «Определения на букву И»

Изоритмия

ИЗОРИТМИЯ — метод композиции, применявшийся в XIV—XV вв. при сочинении мотетов. Сущность этого формального, чисто умозрительного приема заключалась в том, что композитор искусственно выдерживал какую-либо Ритмическую «формулу» в одном из голосов (чаще в басу). В возникавшем «круговороте» неизменных ритмических формул нарушалась живая, естественная взаимосвязь интервалики и ритма в музыке. Такого рода схоластический подход к процессу …

Импроперии

ИМПРОПЕРИИ — группа песнопений скорбно-увещевательного характера, применяемых в римско-католической литургии. Исполнялись обычно на страстной неделе перед мессой. Мелодической основой этих песнопений издавна служили напевы григорианского хорала. С 1560 г. в Сикстинской капелле стали исполняться импроперии, сочиненные Палестриной (в них преобладал аккордовый склад изложения).

Имитация

ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio — подражание) — прием музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, «имитируя» его. Имитация — основной метод развития музыки полифонического склада. Такие музыкальные формы, как канон, инвенция, фуга, основываются именно на этом приеме.

Интрада

ИНТРАДА (итал. intrada, буквально — вступление) — название инструментальной пьесы вступительного характера. В XVI в. интрадой именовалась музыка, сопровождавшая торжественные выходы или шествия (первоначально исполнялась духовыми инструментами, с XVII в. также и струнными). Интрадами в XVII—XVIII вв. нередко называли оркестровые вступления к операм, а также пьесы торжественного, «парадного» характера, которыми открывались инструментальные сюиты. ИСААК, Изак …

Инженьери Марк Антонио (Ingegneri)

ИНЖЕНЬЕРИ (Ingegneri) Марк Антонио (около 1545, Верона — 1592, Кремона) — итальянский композитор. Инженьери был учеником В. Руффо; пользовался также советами К. де Pope. Около 1568 г. молодой музыкант переехал в Кремону, где в 1581 г. сделался соборным капельмейстером. Еще при жизни Инженьери были изданы сборники его месс, гимнов, мадригалов и других сочинений. Отнюдь не …

Инвенция

ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio — выдумка, изобретение) — небольшая инструментальная пьеса полифонического склада, главным образом 2-голосная. Такие пьесы обычно основываются на имитационной технике (см. Имитация), хотя в них часто встречаются и более сложные приемы, свойственные фуге. И. С. Бах написал для своих учеников 2- и 3-голосные инвенции (3-голосные в оригинале носят названия «синфоний»). По мысли композитора, …